Воронова А.А. - кандидат психологических наук, психолог-консультант
Многие родители, к сожалению, сталкиваются с проблемой эмоциональной неуравновешенности своих детей. В чем причины детских страхов, тревожности и неуверенности? Как справляться с проявлениями агрессии? Как помочь ребенку преодолеть коммуникативные барьеры?
Метод арт-терапии – терапии искусством – является прекрасным способом для ответа на все эти вопросы. Это простой и легко применимый в обычной жизни метод.
Какие существуют виды арт-терапии, которые можно применять в повседневном общении?
Игровая терапия, например, так организовать игру ребенка или группы детей, чтобы они могли проявить свои коммуникативные навыки, рассказать о своих интересах и позитивных эмоциях.
Рисуночная терапия (или изотерапия): предложить ребенку нарисовать «Дом мечты», где ему хотелось бы жить. Описывая свой рисунок, ребенок сможет рассказать о своих подлинных желаниях и причинах недовольства и негативных эмоций.
Песочная терапия, например, вместе с ребенком создать из песка «Волшебный город», который будет отражением представлений вашего ребенка о мире, ценностях, его месте в этом мире. А потом показать, какие изменения можно внести в этот город, чтобы он был лучше, и чтобы всем в этом городе жилось интереснее.
Сказкотерапия: как один из вариантов – рассказать начало истории, которая во многом в метафорической форме напоминает жизнь вашего ребенка, а потом предложить ребенку придумать продолжение этой истории.
Как применение арт-терапевтических приемов помогает развивать эмоциональную сферу ребенка?
Игра, творческая деятельность являются неотъемлемой частью развития дошкольников. Развивая творческую активность, мы помогаем ребенку лучше понимать свои чувства. В игре ребенок может попробовать себя в различных ипостасях: примерить различные роли, прочувствовать на себе, научиться смелости, открытости, уверенности, отзывчивости.
Очень часто одной из причин агрессивного поведения детей является чувство уязвимости и страх быть покинутым. Поэтому с помощью арт-терапевтических техник мы помогаем ребенку обрести чувство безопасности и принятия себя.
В качестве примера рассмотрим упражнение «Карточки метафор», которые легко выполнить:
Ребенку даем по 3 пустые карточки (размер 10см х 15см) и задаем следующие вопросы:
- Если бы ты был сказочным персонажем, то каким?
- Если бы ты был бы режиссером, то кто был бы главным героем твоего фильма или мультфильма?
- Если ты был бы артистом, то какую роль хотел бы сыграть?
Предлагаем на каждой карточке символически изобразить ответ.
Далее ребенок показывает, что он изобразил на карточках, и описывает каждую карточку. Отвечает на вопросы проективного интервью:
- Как этот сказочный персонаж может отстаивать свою точку зрения? Будет ли он спорить со взрослыми? Как он будет убеждать своих сверстников?
- Как герой фильма или мультфильма будет вести себя во время конфликта?
- В чем преимущества той роли, которую ты придумал?
Упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующих повышению самооценки, огромное количество. Подробнее с ними познакомиться на курсах и тренингах А.А.Вороновой «Психология для родителей», «Арт-терапия в работе практического психолога» http://spcdom.ru/education/art-terapiya-v-rabote-prakticheskogo-psikhologa-72-ch/, а также в Методическом пособии «Арт-терапия в психолого-педагогической практике: развитие эмоциональной и социальной зрелости»
Автор: Воронова Армине Аршаковна – кандидат психологических наук, психолог-консультант