
Научно обоснованные подходы для родителей и специалистов.
Мамалаева Д.М. – член АППК, семейный и детский психолог
Подростковый возраст – период бурных трансформаций, когда формирующаяся самооценка становится особенно хрупкой. Гормональные изменения, интенсивное социальное сравнение, поиск идентичности – все это создает почву для неуверенности в себе. Однако низкая самооценка – не приговор, а вызов, на который можно и нужно ответить грамотной поддержкой, основанной на понимании психологических механизмов. Опираясь на идеи Льва Выготского, Юлии Гиппенрейтер и Альфи Кона, рассмотрим ключевые стратегии помощи подростку.
Почему самооценка подвергается риску в подростковом возрасте?
Как мы уже отметили, гормональные бури, давление социума (особенно усиленное соцсетями, создающими иллюзию "идеальных" жизней) и естественная неуверенность в своей новой, взрослеющей личности – главные "подрывники" самооценки подростка. Л.С. Выготский подчеркивал значение социальной ситуации развития и ведущей роли общения со сверстниками в этот период. Оценки окружающих (реальных и предполагаемых) активно интериоризируются, становясь частью самооценки.
Стратегии формирования и укрепления здоровой самооценки: от Теории к Практике.
- Очень важны безусловное принятие и поддержка подростков вместо критики и сравнения.
Исключите разрушительные фразы: «Посмотри на других!», «Ты что, не можешь нормально?». Такие высказывания лишь подтверждают опасения подростка о своей несостоятельности. Ю.Б. Гиппенрейтер в своих работах о воспитании настаивает на силе «активного слушания» и «безусловного принятия» чувств ребенка, даже если его поведение требует коррекции. Используйте поддерживающий язык: «Я в тебя верю», «Ошибки – это нормально, это часть твоего взросления», «Я рядом, что бы ни случилось».
Альфи Кон в книге «Воспитание сердцем» убедительно доказывает, что «похвала за результат» менее эффективна, чем «поддержка усилий» и признание процесса. Подчеркивайте старание, настойчивость, подход: «Ты так упорно работал над этим проектом!», «Мне нравится, как ты искал разные решения». Это развивает внутреннюю мотивацию и устойчивость.
Забудьте о сравнениях: сравнение с другими подростками (особенно в пользу других) – яд для самооценки. Фокус подростка должен быть на «личном прогрессе». Помогите подростку научиться сравнивать себя только с собой вчерашним: «Что сегодня получилось лучше, чем неделю назад?», «Какой новый навык ты освоил?». Это лучшая мотивация к личностному росту.
- Помощь в обнаружении сильных сторон и формировании «зоны ближайшего развития».
Исследуйте таланты вместе: подросток может не осознавать свои сильные стороны. Предложите ему составить список (даже из 5 пунктов) того, что у него получается хорошо – от академических успехов до умения слушать, шутить, разбираться в технологиях или ухаживать за питомцем. Признание этих качеств – фундамент осознания подростком самоценности.
Создавайте «Леса» для Самостоятельности. Л.С. Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития» (ЗБР) – это то, что ребенок может сделать с помощью взрослого сегодня, а завтра – самостоятельно. Поддерживайте инициативу подростка, позволяйте принимать решения (даже если они кажутся вам неоптимальными и, если это не угрожает здоровью и безопасности вашего подростка). Ваша роль – не сделать за него, а создать условия, задать наводящие вопросы, обеспечить ресурсы. Опыт, даже через ошибки, – мощнейший учитель и источник уверенности для вашего подростка.
- Нормализация ошибок и формирование здорового отношения к неудачам.
Перфекционизм – враг уверенности. Подростку жизненно необходимо понять: ошибаться – нормально и неизбежно. Альфи Кон предостерегает от системы поощрений и наказаний за результат, которая заставляет ребенка бояться неудач. Вместо этого, фокусируйте внимание подростка на извлечении урока из опыта: «Да, не вышло, зато теперь ты знаешь где ошибся и как можно попробовать иначе в следующий раз». Это формирует установку на рост и уверенность в себе.
- Поддержка в сфере внешности и личной гигиены.
Физический комфорт в этом возрасте очень важен. Возрастные (пубертатные) проблемы с кожей, волосами, неуверенность в своем стиле могут серьезно влиять на самоощущение подростка. Помощь в подборе средств ухода, тактичное обсуждение стиля (без критики его выборов!), совместные походы по магазинам – это не мелочи. Это знак уважения к его формирующейся индивидуальности и потребности в автономии. Ваша задача – предоставить возможности и знания, поддерживать и направлять, а выбор оставить за ним.
- Фиксация успехов и благодарность.
«Дневник успехов» - запись маленьких ежедневных побед (справился с тревогой, сделал сложное задание, помог кому-то) может быть полезной, но подходит не всем подросткам. Альтернатива – проговаривание этих успехов в доверительной беседе, за семейным ужином, на прогулке, в машине по дороге в школу. Главное – акцент на усилиях и маленьких шагах.
Сила признания: Искренняя благодарность подростку за любую помощь («Спасибо, что вынес мусор», «Я ценю, что ты помог сестре с домашним заданием») – мощный сигнал. Это показывает, что его действия значимы, что он вносит вклад, его видят и ценят. Это укрепляет не только самооценку подростка, но и его эмпатию.
Краеугольный камень здоровой самооценки – ощущение безусловной любви и принятия. Подросток должен знать и чувствовать, что его любят и ценят не за пятерки, спортивные победы или идеальное поведение, а просто потому, что он существует. Ю.Б. Гиппенрейтер постоянно подчеркивает: любовь как "ты мне дорог" – основа формирования здоровой самооценки подростка. Альфи Кон также настаивает, что истинная самооценка растет изнутри, когда ребенок чувствует себя в безопасности и принятым, а не из внешних оценок и наград.
Поднятие самооценки подростка – не спринт, а марафон. Это требует терпения, последовательности и глубокого понимания со стороны родителей и психологов. Интегрируя практические шаги (поддержка, развитие самостоятельности, фокус на сильных сторонах и прогрессе, помощь в физическом комфорте, признание усилий) с научно обоснованными принципами безусловного принятия, избегания оценочных сравнений, и поддержки в «зоне ближайшего развития», мы создаем питательную среду, в которой подростковая самооценка может окрепнуть и расцвести.
Помните: ваша вера в подростка и устойчивая поддержка – самый надежный фундамент для его веры в себя.
Статья подготовлена с опорой на труды Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппенрейтер и Альфи Кона.