Курахмедова Паризот Тохировна – член ассоциации психологов Узбекистана, член АППК, практический психолог, сексолог, супервизор
Благополучная сексуальная жизнь в семейной паре является сложным, многокомпонентным системным образованием, характеризующимся степенью реализации сексуально-эротической функции семейной системы, включающим в себя психологический компонент (социально-психологическую и сексуально-поведенческую адаптацию), социокультурный компонент (культурно опосредованное отношение к различным сторонам секса) и физиологический компонент (переживание сексуальной удовлетворенности).
Сексуальность – сложное многоаспектное понятие это стержневой
аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни, от рождения до смерти. Она включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, эротизм, удовольствие, интимность и репродукцию. Сексуальность переживается и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, верованиях, установках, убеждениях, ролях и отношениях. Все эти явления взаимосвязаны, но они не всегда
переживаются и выражаются совместно и одновременно. Сексуальность зависит от взаимодействия, психологических, социальных, экономических, политических, культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов и является важным элементом не только личной, но и общественной жизни и культуры.
Установки и стереотипы ограничивают возможности, влияют на сексуальные отношения в парах. Особенно это характерно для Узбекистана, где большинство населения исповедует ислам (около 75 % на 2020 год). Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Особенно это ощутимо в сексуальном воспитании. Мальчик с рождения трогает свой пенис. Это естественно – половые органы находятся «сверху», мальчики на них смотрят, играют ими. Когда мальчика учат писать стоя, он как бы демонстрирует миру свой пенис, свое превосходство. У девочек все наоборот. Мамы запрещают им трогать свои половые органы. Еще одна причина подобной реакции – у нас до сих пор существует культ девственности, и мамы боятся, чтобы девочка не нарушила целостность девственной плевы.
Подобные ограничивающие убеждения, навязанные обществом, религией и родителями, - это одна из самых главных причин, из-за которых у женщин снижается либидо. Еще в подростковом возрасте у девочек эти установки развивают сильное стеснение, стыд и запрет на сексуальные отношения. В результате у девушек на эмоциональном уровне формируется установка: секс это что-то плохое, возникает страх. Когда на секс и сексуальные отношения накладывается сильный запрет, у девушек начинают развиваться фантазийные отношения. Девушка начинает ждать принца на белом коне. А в браке все по-другому, что приводит к снижению полового влечения вплоть до его исчезновения.
Из-за этих отличий в половом воспитании вырастают достаточно уверенные в своей привлекательности мужчины и неуверенные в себе женщины. Многие женщины, выходя замуж, не знают собственной анатомии, и даже после родов.
В нашей стране работа со стереотипами мышления – самая сложная. Не поменять легко и быстро такие убеждения как «я обязана приносить удовольствие мужчине» на убеждение «я тоже имею право на удовольствие – и я его достойна». Приходиться сталкиваться с убеждениями и установками о том, что спать с мужчинами – грязно, нехорошо (у многих «звучит» голос мамы из детства). Или что интересы и желания мужчины первичны, а женщины – на втором плане.
Чтобы преодолеть подобные стереотипы и установки, очень важно признать, что такие убеждения есть. И осознать, что они ограничивают, что из-за них женщина чего-то недополучает в жизни. Дальше – нужно желание избавиться от ограничителей. Чтобы избавиться от стереотипов в сексуальной жизни, нужно читать грамотные книги по теме, смотреть хорошие фильмы, откровенно говорить о своих проблемах с психологом, врачом, партнером – каждая женщина выбирает свой вариант. В результате женщина понимает, что она такая не одна, у нее все нормально, и все проблемы решаемы.
Часто к сексологу приходят женщины, которые достаточно долго состоят в браке, имеют детей (хотя и незамужние девушки тоже приходят). Сразу после рождения ребенка появляются проблемы с сексом – родители заняты, уделяют много внимания малышу, устают, друг на друга сил уже не хватает. Проходит время, ребенок подрастает, а проблемы никуда не деваются. В ходе беседы женщины осознают, что с партнерами нужно говорить о сексе. Кажется, что это настолько естественно и банально, но на практике многие люди не обсуждают вопросы, касающиеся сексуальной жизни. Свои желания нужно озвучивать. На самом деле не все мужчины сосредоточены только на себе, и многие хотят доставить женщине удовольствие, хотят видеть и быть со страстной женщиной. Но и они не всегда знают, как это сделать, как говорить об этом с женой.
Сегодня все исключительно направлено на удовлетворение мужчин. Более того, женщинам постоянно навязывают всевозможные пособия и курсы по разным сексуальным техникам как нечто, без чего невозможно построить отношения с мужчиной. Большинство курсов направлены не на то, чтобы женщина получала удовольствие, а на то, чтобы она его доставляла.
Не бывает универсального рецепта, каждая пара индивидуальна. У всех свой рецепт счастья, гармоничных отношений, хорошего секса. Различные орально-мануальные практики и вумбилдинг, к примеру, могут освежить сексуальную жизнь. Но если в отношениях трещинка, сексом ее не убрать. Важны чувства. Люди должны учиться слышать и уважать друг друга.
Руководствуясь гендерными стереотипами, общество переносит родительскую функцию на женщин. И вся ответственность за воспитание, в том числе и сексуальное, ложится на мам. Все специалисты подтверждают, что в воспитании должны участвовать двое.
В школах у нас сейчас сексуального воспитания нет. К сожалению, наша страна к этому не готова. Многие настроены достаточно агрессивно и считают, что если мы будем давать информацию о сексе, то дети будут больше им заниматься. Хотя опыт развитых европейских стран показывает обратное – чем больше дети знают, тем позже они начинают половую жизнь, снижается количество подростковых абортов. Необходимо начинать разбираться с наличием негативных установок в сфере секса и разрабатывать соответствующие коррекционные программы, а также в практике воспитания и психологического сопровождения подростков, нужно нивелировать факторы, способствующие формированию негативных установок в сфере секса.
Важно донести до людей то, что они не получили в школе, в семье, то, о чем им не сказал доктор. Эти вопросы – физиологии, анатомии, гигиены – очень важны. По сути это профилактика различных заболеваний и проблем, которые часто возникают на фоне абсолютной безграмотности, особенно в таких интимных сферах, как секс. К сожалению, у нас не принято развиваться в сфере сексуальности. Сексуальное образование не заканчивается с первым сексуальным опытом, а должно продолжаться всю жизнь.
Литература:
- Эрих Фромм «Мужчина и женщина» АСТ; Москва, 1998г
- Г.С Кочарян « Современная сексология» Киев, Ника центр 2007г
- Г.С Кочарян « Сексуальные дисфункции и паттерны поведения. Современный анализ проблем» 2005г