Воронова А.А. - кандидат психологических наук, нейрокоуч

Принято считать, что при обращении к специалисту, например, врачу, юристу, мы получим квалифицированный совет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Однако психологическое консультирование имеет ряд отличий от привычного понимания оказания консультационных услуг. В буквальном переводе «консультирование» (как указано в словаре) – от [латин. consultatio — совещание] – это

1. Обсуждение какого-н. специального вопроса со специалистом; совещание специалистов. Врачебная к. Пойти на консультацию с юристом. Устроить консультацию. 2. Совет специалиста по какому-н. вопросу. Давать консультацию. Заплатить за консультацию. 3. Учреждение, оказывающее помощь посредством советов компетентных лиц по каким-н. специальным вопросам (офиц.). Юридическая к. К. охраны материнства и младенчества. 4. Постоянная помощь учащимся со стороны преподавателей (педаг.).

При этом психологи утверждают, что они не дают конкретных советов, они не имеют права решать за своих клиентов, как лучше поступить. Поэтому, прежде всего разберемся, в чем специфика психологического консультирования, чем этот вид оказания психологической помощи и поддержки отличается от психотерапии, коучинга.

Итак, психотерапия (вне медицинской сферы) – это помощь специалиста в решении широкого спектра жизненных проблем, с которыми сталкивается любой человек. Как правило, психотерапия – это длительный процесс, направленный на то, чтобы клиент мог осознать и разрешить свои внутренние противоречия, мог понять причину возникновения тех трудностей, с которыми он чаще всего сталкивается. Такими проблемами являются, например, непонимание со стороны близких, чувство одиночества, желание соответствовать ожиданиям других, неумение строить отношения с противоположным полом. Еще психотерапию определяют как метод лечения психологическими средствами, то есть без медикаментов.

К психотерапевту мы идем, когда хотим избавиться от чего-то, что, как нам кажется, мешает жить комфортно и легко. Конечно, мы можем прожить и без чьей бы то ни было помощи, но все-таки стремление улучшить качество жизни, стремление к психологическому благополучию приводит нас к специалисту, который, по мнению многих из нас, должен «сотворить чудо» и создать для нас эту комфортную и приятную жизнь. От чего же чаще хотят избавиться люди? Конечно же, от боли, страданий, страхов, вредных привычек, негативных эмоций. Это все то, что мешает жить полноценно и насыщенно; большая часть жизненной энергии и сил уходят на борьбу с тем, от чего хочется избавиться, на борьбу со страхами, с волнением перед важным мероприятием, на борьбу с непониманием окружающих. И когда появляется чувство тупика и невозможности справиться с этим состоянием самостоятельно, мы обращаемся к специалисту.

Принято считать, что психотерапия – это процесс, в ходе которого решаются не только проблемы, которые нас беспокоят в настоящем, но также затрагиваются более глубинные темы, связанные с прошлым пациента.

В современной психотерапии выделяют три основных направления:

  • Психодинамическое направление,
  • Когнитивно-поведенческое ,
  • Гуманистическое (феноменологическое)

В отечественной психотерапии наиболее известной является Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа психотерапии, берущая свое начало в учении В.М.Бехтерева. Идеи В.М.Бехтерева развивал его ученик В.Н.Мясищев – создатель такого направления в психотерапии как патогенетическая или реконструктивная психотерапия. Патогенетическая психотерапия опирается на психодинамическое и когнитивно-поведенческое направление.

Рассмотрим более подробно каждое из этих направлений и разберемся, как, в свою очередь, как они в дальнейшем повлияли на практику консультирования и коучинга.

Психодинамическая психотерапия, основанная на идеях психоанализа, рассматривает динамику сознательных и бессознательных процессов. Для психоаналитика важно исследовать тайники человеческой души, сделать неосознаваемое осознаваемым, раскрыть для пациента истинные мотивы тех поступков, которые он совершает. Как отмечал З.Фрейд: «Там, где было «Ид», должно быть «Эго». Психотерапевт, придерживающийся психоаналитических взглядов, помогает клиенту понять причины внутриличностного конфликта, которые, как правило, находятся в раннем детстве и влияют на настоящее взрослого человека. Труды неофрейдистов, а именно: Карен Хорни, Эрика Эриксона, Эриха Фромма показали, что одной из важнейших проблем становления и развития личности является поиск эго-идентичности, самости. Карен Хорни выделяет четыре уровня существования личности: реальное «Я»; идеальное «Я»; презренное «Я»; актуальное «Я».

В своей работе «Невроз и личностный рост» К.Хорни указывает, что большой разрыв между уровнями реального и идеального «Я» может говорить о невротическом конфликте. В таком случае задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту, опираясь на свое реальное «Я», развивать актуальное «Я», снизив при этом уровень деструктивной критики (презренное «Я») по отношению к себе. С точки зрения неопсихоанализа, нормальное развитие личности возможно только при условии принятия себя и опоры на свой внутренний потенциал (актуальное «Я»).

К психодинамически-ориентированным видам психотерапии, помимо классического психоанализа, можно отнести трансактный анализ Э.Берна, психодраму Я.Морено, метод активного воображения К.Юнга, песочную терапию, символдраму Х.Лейнера. Все эти методы дают возможность пациенту, обратившемуся за психологической помощью, найти путь к самому себе, понять причины тех своих поступков, которые человек не всегда может объяснить. Например, зачем он до сих пор продолжает жить с супругой или супругом, хотя чувства и симпатия давно угасли; почему, любя своего ребенка, родители унижают и обижают его; почему мы выбираем такую профессию, где каждый день вынуждены чувствовать свою никчемность?

Глубинная психотерапия направлена на решение сущностных, экзистенциальных вопросов, когда человек сталкивается с данностями существования. Ирвин Ялом – один из ярких современных представителей экзистенциальной психотерапии – говорит о четырех данностях существования, с которыми мы сталкиваемся на своем жизненном пути. Это такие данности существования, как смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Психологическая работа с этими данностями, способность делать самостоятельный выбор, смело и открыто осознавать, что находится в зоне нашей ответственности и – это и есть, с точки зрения экзистенциальной психотерапии, основа здоровой личности, показатель ее зрелости и самодостаточности.

Как мы знаем, еще одним направлением в психотерапии, во многом повлиявшим на развитие консультационной практики является когнитивно-поведенческий подход, который берет начало в основных положениях американских бихевиористов (Б. Скиннер, А.Бандура) и рациональной психотерапии Поля Дюбуа. К наиболее известным представителям когнитивно-поведенческого подхода в психотерапии можно отнести американских психотерапевтов середины 20 века А.Бека (когнитивная психотерапия) и А.Эллиса (рационально-эмотивная психотерапия). Надо сказать, что многие техники когнитивной психотерапии и рационально-эмотивной психотерапии успешно используются и в НЛП, и в консультировании, и в коучинге. Перечислим эти техники:

- техника «сократовского диалога»,

- декатастрофизация (методика «что, если…»),

- децентрация,

- методика переоценки,

- использование воображения, позитивное воображение,

- десенситизация (или конструктивное воображение),

- методика прекращения,

- использование метафоры.

Все эти психологические приемы направлены на то, чтобы помочь, во-первых, понять свои деструктивные или искаженные представления о себе, об окружающем мире и о других и, во-вторых, научиться по-новому воспринимать и себя, и других. Иными словами, конгнитивно-поведенчекий подход занимается изучением и изменением только сознательных процессов, и через изменение сознательных процессов (когниций) влияет на изменение поведения. Эта идея, что наше представление о себе может воздействовать на наше поведение и на жизнь в целом, нашла применение в практике НЛП и коучинга. Отсюда такой интерес и к техникам визуализации (представления успешного будущего), а также к техникам аффирмации (приемов вербального самовнушения, формулирования позитивных установок).

Гуманистическое (феноменологическое) направление в психотерапии стало активно развиваться во второй половине 20 века и получило название «психологии третьей силы». Концепция А.Маслоу, клиент-центрированная терапия К.Роджерса, гештальт-подход Ф.Перлза, взгляды М.Эриксона на развитие гипнотерапии во многом повлияли на становление принципиального нового отношения к проблемам личности и оказанию психологической помощи. В данном подходе человек не рассматривается с точки зрения здоровья и психопатологии, по мнению многих представителей этого направления в психотерапии, именно безоценочное отношение к клиенту, (а не к пациенту) создает те условия, при которых человек чувствует свою целостность и уникальность. Такое отношение уже имеет психотерапевтический эффект. Основные идеи гуманистической психологии изложены Д.Бьюдженталем и выражены в пяти постулатах:

1.​ Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (нельзя изучать человека, изучая только его функции),

2.​ Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений,

3.​ Человек сознает себя

4.​ Человек имеет выбор (он сам творит свой собственный опыт),

5.​ Человек интенциален (он обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности, смысл).

Как мы видим, такое отношение к клиенту, обратившемуся за психологической помощью, предполагает, что каждый человек обладает возможностями и необходимыми ресурсами для того, чтобы преобразовать свою жизнь. Задача гуманистически ориентированных психотерапевтов заключается лишь в том, чтобы помочь клиенту найти доступ к своим ресурсам и создать условия для позитивных изменений. Такую модель отношений в психологической практике принято называть недирективной.

Директивная модель взаимодействия психолога и клиента, в отличие от недирективной, заимствована из медицинской практики. Психолог воспринимается скорее как врач, который является специалистом в своем деле. Однако, психолог – даже самый опытный – вряд ли может быть экспертом в вашей жизни. В связи с этим возникает противоречие, с одной стороны, консультант воспринимается с позиции клиента как профессионал, дистанцированный от проблем клиента, с другой – психолог-консультант устанавливает со своим клиентом доверительные отношения, помогает клиенту справиться со своими проблемами и преодолевать жизненные барьеры. Поэтому даже в рамках так называемой директивной модели консультирования психолог является партнером для поиска наиболее эффективных решений своего клиента.

Критерии разделения на директивный и недирективный подходы в психологической практике представлены в таблице.

 Параметры сравнения  Директивная модель (медицинская)  Недирективная модель(феноменологическая)
 Роль психолога  Ведущая, доминирующая (врач, учитель)  Равноправный партнер, собеседник, фасилитатор
 Цели психологического воздействия  Психологическое здоровье, эмоциональный комфорт, отсутствие симптомов  Переосмысление жизненного опыта, расширение сознания
 Методы работы  «хирургическое» устранение нежелательных явлений  Активное слушание, создание условий для изменений
 Критерии эффективности  Отсутствие проблемы, с которой обратился клиент  Переоценка ценностей, личностный рост


Безусловно, такое деление достаточно условно, однако оно дает возможность представить направление, тенденцию в работе практического психолога и выбрать тот стиль, который больше соответствует вам и вашему запросу. Преимущества директивной модели очевидны: мы привыкли, обращаясь к специалисту, перекладывать на него ответственность за решение наших проблем. Взамен мы готовы выполнять все его рекомендации и соблюдать условия контракта. Недирективный подход заманчив тем, что отношения между психологом и клиентом строятся на доверии и признании уникальности каждого человека. Основой недирективного или феноменологического направления является то, что человек сам творит свою реальность и сам несет ответственность за свои решения. Психолог в данном случае помогает создать условия для выбора и изменений. В психотерапии этот процесс называется фасилитацией, т.е. активизацией ресурсов самого клиента, развитие его сильных сторон.

Психологическое консультирование – совместный поиск ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Психолог- консультант чаще всего воспринимается как эксперт по психологическим проблемам. От консультанта мы ждем, как правило, оценки сложившейся ситуации и оптимальных решений для преодоления психологических кризисов. К психологу-консультанту мы приходим, когда мы, например, ищем себя, свое место в жизни (профориентационное консультирование), ищем работу, способы выхода из конфликта. Консультационная работа предполагает прежде всего работу над конкретным запросом клиента. Как правило, консультирование длится от 1 до 20 встреч (психологических сессий, длительность сессии может варьироваться от 1 часа до 2 часов).

Различают следующие виды консультирования (критерием служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

  • Индивидуально-личностное консультирование;
  • Семейное консультирование (супружеские отношения, взаимоотношения в семье, детско-родительские отношения);
  • Психолого-педагогическое (проблемы обучения, развития, воспитания личности ребенка);
  • Деловое или профессиональное (карьерное) консультирование.

Цели и задачи карьерного консультирования во многом схожи с коучинговыми целями и задачами.

По форме проведения консультирования выделяют:

  • Индивидуальную
  • Групповую (например, организационное консультирование)

А также по длительности проведения можно говорить о таких формах, как:

  • Краткосрочное консультирование (от 1 до 10 встреч);
  • Долгосрочное (от 10 и больше);
  • Экстренное (оказание психологической помощи в чрезвычайных ситуациях).

Коучинг – современный формат консультирования успешных, благополучных людей. Это способ достижения поставленных целей оптимальным путем. Коучинг – относительно новое явление в сфере оказания консалтинговых услуг. Коучинг (англ. Coahing) – инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах ХХ в. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни, возможностях постоянного и целенаправленного развития при активной позиции человека. В отличие от психологического консультирования, коучинг смещает акцент на самостоятельную позицию клиента.

К коучу приходят те, кто не хочет останавливаться на достигнутом, кто двигается вперед и стремится к новым высотам, кто готов приложить максимум усилий для достижения успеха. Коучинг дает возможность еще раз убедиться, что успех приходит к тем, кто к нему готов. Цель коучинга раскрыть потенциал клиента, показать ему новые горизонты в личностном развитии, вселить уверенность. Коучинг в большей степени для энергичных и оптимистично настроенных людей, для тех, кто знает, что «стакан наполовину полон», и более того, они хотят его наполнить полностью. «Успех приходит к тем, кто готов двигаться от неудачи к неудаче с оптимизмом».

В современной России понятие «коучинг» связывается с публикацией в 1992г. книги Джона Уитмора «Коучинг высокой эффективности». Как пишет сам автор: «Коучинг – это не просто техники…, это путь управления, путь общения людей, путь размышления, путь существования». Джон Уитмор выделяет два аспекта коучинга:

1).Коучинг как культура управления компанией (этот аспект рассматривается в технологиях мененджмента, в развитии HR-службы);

2).Коучинг как метод разрешения личностных кризисов успешных людей (в современной терминологии – лайф-коучинг или коучинг личной эффективности)

Второй аспект коучинга делает его близким к психотерапии и психологическому консультированию.

Профессиональный коучинг — это не наставления и советы, не пожелания и рекомендации, не консультации и обсуждения, а стимулирующий разговор, мотивирующий мыслительный процесс, дающий возможность клиенту самому определить свои намерения, сделать выбор и эффективно достичь поставленных целей. Коучинг нельзя также рассматривать как психотерапию. Психотерапия направлена прежде всего на оказание помощи по решению проблем клиента, в то время как коучинг предполагает совместный поиск оптимальных решений и способствует эффективному достижению поставленных целей. Коуч-консультант дает возможность каждому обратиться прежде всего к своим внутренним ресурсам и научиться правильно ими пользоваться. Ведь, как известно, «все, что нужно человеку, есть в нем самом», и необходимо показать, как наиболее рационально можно использовать, например, в будущей профессии индивидуальные способности. Иными словами, коучинг облегчает, оптимизирует движение человека к желаемым целям. Это прежде всего сотрудничество, дающее возможность развиваться каждому участнику этого процесса. Не следует путать коучинг с наставничеством. Наставник учит своего ученика тому, что сам умеет делать лучше всего (например, в своей профессии). Коуч дает возможность понять, что человек сам может делать лучше других, каковы его уникальные способности, и как клиент может максимально использовать свои знания и опыт в той сфере деятельности, в которой он хочет достичь успеха.

По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности. Учебный коучинг может рассматриваться как одна из форм коучинга личной эффективности в учебной деятельности, а также в процессе адаптации в профессиональной деятельности. По участникам коучинга различают индивидуальный и корпоративный (групповой) коучинг.

Обращаясь к консультантам, клиент проявляет более зрелую позицию и желание изменений в своей жизни. Само обращение к психологу уже говорит о том, что человек готов к этим изменениям, и он хочет, чтобы эти изменения были продуманными и психологически грамотными. Конечно, в данном контексте, коучинг как один из современных и более динамичных видов оказания консалтинговых услуг можно отнести скорее к недирективному направлению. Коучинг предполагает прежде всего активную позицию со стороны самого клиента, желание и готовность преобразовывать свою жизнь, ставить перед собой новые интересные цели и достигать их. Помощь коуч-консультанта заключается в создании пространства диалога для творческого переосмысления жизненного опыта клиента, для поиска эффективных путей достижения цели с учетом индивидуальных особенностей. В таком случае консультант не может ничего навязать или предложить готовые рецепты своему клиенту. Именно совместный поиск создает творческую атмосферу и дает возможность активизировать внутренние ресурсы, внутренний потенциал участников коучингового процесса. Роль коуча заключается в фасилитации (от англ. Facilitate – облегчать) повышении эффективности деятельности личности. Иными словами, коучинг предполагает зрелую позицию со стороны клиента и помогает ему психологически более грамотно выстраивать жизненный путь. Эта позиция часто обозначается как умение «быть режиссером собственной жизни».

Значение психологической помощи

Таким образом, мы рассмотрели различные направления в психотерапии, которые послужили основой для формирования и развития новых форм оказания психологической помощи, поддержки и психологического сопровождения.

Психологическая помощь – емкое понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик. Это область применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

В практике выделяют следующие виды психологической помощи:

  • Психопрофилактика
  • Психологическое просвещение (консультирование, проведение лекций, практических семинаров, тренингов)
  • Психодиагностика
  •  Психологическое консультирование
  • Психотерапия
  • Психокоррекция
  • Коучинг личной эффективности

Психологическое просвещение – один из важнейших способов и одновременно активная форма реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой сфере деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, правоохранительные органы, бизнес, военная организация и др.) он работает. Психологическое просвещение информирует население по вопросам психологического знания, формирует у населения культуру обращения к психологам, знакомит с различными направлениями деятельности психологов-консультантов. Очень важным в процессе психологического просвещения является разграничение границ компетентности психологов, врачей-психотерапевтов и психиатров.

В психологической практике проведение психодиагностики является первым этапом для оказания эффективной психологической помощи. Методы психодиагностики разнообразны и их применение требует специальную подготовку. Можно выделить следующие области применения психодиагностики:

  • Управление персоналом, оценка персонала, подбор и отбор персонала, профориентация;
  • Оптимизация обучения и воспитания;
  • Прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза в армии, при формировании экспедиций и пр.);
  • Судебно-психологическая экспертиза;
  • Клиническая психодиагностика (оценка психологического статуса пациента);
  • Консультативная, психотерапевтическая помощь (для результативной работы над запросом клиента).

Психокоррекция – один из видов психологической помощи, деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Психокоррекционная работа – это второй и основной этап в процессе оказания психологической помощи после психодиагностики. Методы психокоррекции опираются на директивную парадигму оказания психологической помощи и применимые в большей степени в области клинической психологии.

В современных условиях наиболее востребована и актуальна недирективная модель психологической деятельности. Такая форма взаимоотношений клиента и специалиста создает условия для сотрудничества и дает возможность клиенту опираться на себя, свои силы, что формирует, в свою очередь, позитивный настрой в работе. Психологическая помощь становится частью жизни людей, для многих обращение к психологу, коуч-консультанту становится столь же естественным, как, например, обращение к стоматологу. В психологе видят прежде всего специалиста, способного помочь разобраться в сложной жизненной ситуации, создающего условия для нового взгляда на себя и восприятия окружающего мира, для поиска оптимальных путей достижения успеха. И тогда проблемы становятся задачами, которые можно и интересно решать.