Хушвакова Елена Маратовна — семейный психолог-консультант, член Ассоциации психологов Узбекистана, член АППК (г.Москва)

 

В последнее время в СМИ и социальных сетях с печальной регулярностью пишут об очередном самоубийстве (суициде). Но самое грустное – это когда самоубийство совершают подростки – ведь очевидно, что это, зачастую, последний крик о помощи очень одинокого и несчастного ребенка.

Почему  дети решаются на такой шаг и  как  предотвратить  трагедию?

Дети и подростки еще плохо осознают необратимость смерти, их жизненного опыта не хватает для того, чтобы понять границу между жизнью и смертью. Выделяют три этапа подросткового возраста: ранний (12-14 лет), средний (15-16 лет) и старший (17-18 лет).  Каждый этап имеет свои особенности формирования и проявления суицидального поведения. Можно выделить следующие особенности проявления суицидальных наклонностей:

 -       подросток не осознает, что смерть – это конец жизни. Он не имеет осмысленной картины смерти;

-       на первый взгляд причина самоубийства в подростковом возрасте может показаться незначительной или даже пустяковой;

-       подростку тяжело объяснить свою проблему или описать своё состояние;

-       нередко подростку страшнее жизнь в этой реальности, чем смерть;

-       чаще всего подростковый суицид не что иное, как крик о помощи, попытка обратить на себя внимание.

-       подростку тяжело объяснить свою проблему или описать своё состояние;

-       нередко подростку страшнее жизнь в этой реальности, чем смерть;

-       чаще всего подростковый суицид не что иное, как крик о помощи, попытка обратить на себя внимание.

 

Что является основным фактором? 

 

Основным фактором, провоцирующим суицид, является обстановка в семье. При этом заблуждение считать, что дети, склонные к суициду, - из неблагополучных семей.  Давно замечено, что чаще самоубийство совершают внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Детская психика настолько ранима, что ребенок может повеситься из-за конфликта с родителями или выброситься из окна после воспитательной беседы в учительской.

Риск суицида у подростков провоцируется рядом следующих факторов:
1. Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический климат в семье, утрата родителей, конфликты родителей, алкоголизм, беспризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого.
2. Детство, протекающее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым действиям подростка. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком, ненормальное подавление самостоятельности, несвобода, бесконечное морализаторство, поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему. Физическое насилие неуместно в воспитании, если вы хотите вырастить здоровую и полноценную личность!

  1. Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети часто подвергаются насмешкам, физическому и психическому насилию.
  2. Особое внимание нужно уделять такому явлению как депрессия у подростков. Если более подробно говорить о депрессии у подростков, то ее признаки могут проявляться в:
    -печальном настроении;

-чувстве скуки или усталости;
-нарушении сна;
-соматических жалобах;
-неусидчивости и беспокойстве;
-фиксации внимания на мелочах;
-чрезвычайной эмоциональности;
-замкнутости;
-рассеянности внимания;
-агрессивном поведении;
-демонстративном непослушании;
-склонности к бунту;
-злоупотреблении алкоголем или наркотиками;
-плохой успеваемости.

 

Причины, толкающие на самоубийство

Отсутствие тепла и понимания со стороны родителей, завышенные требования к ребенку, семейные проблемы (например, развод родителей).

Неразделенная любовь. Для подростка несчастная любовь может быть не просто крушением иллюзий, а полной потерей желания жить дальше.

Серьезные конфликты со сверстниками, унижения, которым подвергается подросток, буллинг.

Влияние религиозных сект, субкультур, соцсетей.

 

Постарайтесь понять ребенка

 

В подростковом периоде вместо милого доброго малыша родители получают ершистого, колючего, грубого ребенка. Придя на консультацию к психологу  с подростком, родители говорят: «я не узнаю своего ребенка, он стал неуправляемый». В таких случаях  я стараюсь объяснить им, какие психологические и физиологические изменения происходят с ребенком. В этот момент внутри него бушуют гормональные бури, кроме того, он пытается осознать себя в этом мире, найти свое место, выстраивает отношения со сверстниками, влюбляется. Все это внешне выражается в том, что ребенок выходит из-под контроля, начинает проявлять упрямство, нередко снижается школьная успеваемость. И вместо того, чтобы приглядеться к нему, попытаться понять корень проблемы, родители отвечают на его поведение системой запретов и наказаний. Что может вызвать либо ответный протест, либо подавление личности. Переходный возраст – это всегда повышенная эмоциональность, чуткая восприимчивость плюс максимализм и непробиваемая уверенность в собственной правоте и праве на свободу. Любое ограничение со стороны взрослых воспринимается как покушение на свободу личности, что может спровоцировать демонстративный суицид как способ обратить внимание родителей на свои проблемы, позвать на помощь. 

 

Что делать родителям?

Как уже было сказано, основной причиной, толкающей ребенка на самоубийство, является отсутствие взаимопонимания в семье, контакта с родителями. Причем родители могут очень сильно любить своего ребенка, но просто не выражать это, оставаясь эмоционально сдержанными. А подросток воспринимает это как холодность и равнодушие. В ситуации, когда подросток может обратиться к родителям со своими проблемами, страхами, переживаниями, найти у них понимание и помощь, не боясь получить в ответ скандал, – ему куда проще справляться с любыми проблемами, и не возникает желания закончить с этой жизнью одним махом. 

Разговаривайте со своим ребенком! 

Очень часто во время вхождения ребенка в подростковый период он отдаляется от родителей. Последние начинают оценивать состояние ребенка по формальным признакам: поел, поспал, одет-обут, оценки хорошие – ну и замечательно. В то время как их сын или дочь могут отчаянно нуждаться в душевной теплоте и внимании, а вовсе не в новых кроссовках или модном телефоне. Если вы хотите сохранить взаимопонимание с ребенком – важно быть в курсе его интересов, быть в контексте, оставаться с подростком на одной волне, разговаривать на его языке – без нравоучительства и слишком сложных «заумных» конструкций.

 

Проводите время вместе

Ребенок должен понимать, что он не один в этом мире. У него есть любящая семья, здесь всегда его поймут, примут любым, поддержат. Чаще выбирайтесь на совместные семейные мероприятия – разумеется, с учетом интересов подростка.  

Нередко суицидальные мысли возникают на фоне того, что подросток ничем не занят. То есть он сидит дома, играет в компьютерные игры, и в голове по кругу часами вертятся одни и те же мысли про несчастную любовь или конфликт с одноклассниками. И эти проблемы приобретают уже сверхценность, он зацикливается. Поэтому чем разнообразнее у подростка досуг, тем меньше у него времени и сил остается на «дурные мысли». Подберите вместе с ребенком ему кружки, спортивные секции, обучающие программы. Важно, чтобы это была не реализация амбиций родителей, а именно то, что интересно ребенку, что увлечет его. 

Не критикуйте

Снизьте ожидания от ребенка. Не надо постоянно озвучивать, что он сделал не так. Даже если вам кажется, что ваши замечания звучат невинно и вы желаете только добра, помните, что подростки – очень ранимы. И для них любое безобидное замечание может прозвучать как серьезное оскорбление и подорвать доверие к родителям, привести к нежеланию лишний раз откровенничать.

Старайтесь каждый день находить, за что можно похвалить вашего ребенка. Сделал что-то хорошо? Оделся интересно? Хорошо выглядит? Приготовил завтрак? Хвалите как можно больше, он в этом сейчас очень нуждается. Только не надо использовать формулировки в духе «ну в кои-то веки убрал за собой» или «жаль, что только кружку помыл, а не всю грязную посуду» - это всегда очень неприятно.

Обнимайте

Тактильный контакт снимает телесное напряжение, позволяет расслабиться. Зачастую подростки, протестуя, требует оставить в покое и не подходить к нему. Конечно, нельзя заставлять ребенка обниматься против его воли, но важно понимать, что это может быть вариантом протестного поведения, когда он готов сам себе сделать хуже, лишь бы назло всему миру. Поэтому старайтесь находить возможность обнять ребенка лишний раз, возможно, получится сделать это в игровой форме: подурачиться вместе, пощекотать. 

Принимайте его желания

Ребенку очень важны понимание и безусловное принятие со стороны родителей. С раннего детства и до взрослого возраста. 

Конечно, мы не говорим о том, что надо всё разрешать. Но важно дать ребенку обратную связь, донести до него, что вы понимаете его желания, готовы обсудить его потребности и решения, а также – донести информацию о возможных последствиях этого поступка. 

Если вы не можете самостоятельно найти общий язык с ребенком, выстроить доверительные отношения, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту, которые помогут вам наладить контакт, найти ключик к вашему ребенку, нормализовать отношения в семье. 

Подростки совершают суицид преимущественно в случаях:  когда не видят решения своих проблем, если попытки справиться с проблемами завершились неудачно и при резком обострении чувства безнадежности. Формирование психологической устойчивости — важное направление психопрофилактики самоубийств.

 

Приемы устранения кратковременного стресса для подростков

 

Упражнение 1. Простые утверждения

Этот способ относится к числу приемов, снимающих напряжение. Повторение коротких простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров:

  • Сейчас я чувствую себя лучше.
  • Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
  • Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
  • Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякие беспокойства.

 

Упражнение 2. Вопросы к самому себе

Нейтрализует средства, блокирующие ощущение счастья, создание новых перспектив в ситуации прессинга. Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:

  • Это на самом деле такое большое дело?
  • Подвергается ли в данный момент риску что-либо по-настоящему важное для меня?
  • Действительно ли это хуже, чем то, что было прежде?
  • Покажется ли это мне таким же важным через две недели?
  • Стоит ли это того, чтобы так переживать?
  • Стоит ли за это умереть?

 

Упражнение 3. Отвлечение внимания

Отвлечение внимания — это способ позитивного отвлечения, который блокирует стрессовые мысли и чувства.

В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены несколько способов такой концентрации.

Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые вам доставляют удовольствие, например домашний праздник. Медленно сосчитайте предметы эмоционально нейтрально окрашенные: листья на цветке, пятнышки на квадрате черепицы, буквы на отпечатанной странице и т. д.

Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных вами вчера действий. В течение двух минут займитесь перечислением качеств, которые вам в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них.

Список литературы

  1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. — М., 1990.
  2. Амбрумова А.Г., Полев А.М. Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидологической практике: Метод. рекомендации. — М., 1986.
  3. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология - 2005
  4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. – 2-е изд. – М.: Медицина, 1985.
  5. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. — М., 2002.