Нейропсихология бессознательного
Соколова О.В. - нейропсихолог, член АППК
В бессознательном каждый убежден в своем бессмертии.
З.Фрейд
Как мы знаем, сознание не является единственно существующей психической формой. Так, помимо осознаваемого, существует и бессознательное, которое значительно влияет на поведение, общение и жизнь человека в целом.
Истоки изучения бессознательного можно обнаружить еще в диалоге «Менон» Платона, в котором он на основе разговора с неким юношей доказывает верность учения о припоминании. Позже Рене Декарт в своей работе «Правила для руководства ума» рассмотрел проблему сознания и разработал методику, благодаря которой, стало возможно сделать сознание предметом анализа. Г.В. Лейбниц в XVIII веке четко сформулировал концепцию бессознательного в своем труде «Монадология», в котором бессознательное трактуется, как «низшая форма душевной деятельности». Д. Гартли, И. Кант, Г. Фехнер и другие видные исследователи и ученые обращались к проблемам бессознательного в своих трудах. Большой вклад в изучение вопроса бессознательного внесли работы по психопатологии. Так, исследования Жана Мартена Шарко позволили найти психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом, отличную от сознаваемой.
Несмотря на новые открытия и богатую теоретическую базу, мы до сих пор не можем сказать, что имеем полное и доскональное представление о том, как мозговая деятельность обеспечивает существование бессознательных процессов, а традиционная нейропсихологическая диагностика не проводится с целью обследования бессознательных компонентов психики.
Кажется важным описать имеющиеся на сегодня методы изучения бессознательного с точки зрения нейропсихологии и мозговой деятельности в целом, а также озвучить проблемы, которые тормозят изучение данной области.
Начнем с бессознательного.
Термин «бессознательное» имеет несколько определений и, в зависимости от ученого, изучавшего данное понятие, может быть использован по-разному.
Так, А.В. Петровский отмечает, что понятие «психика» шире, чем понятие «сознание», и говорит, что «бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения». О.В. Лаврова определяет бессознательное, как «бессубъектное присутствие психического, недоступное для сознательного наблюдения своим носителем, но доступное наблюдению извне (другим субъектом)». В «Кратком словаре психоаналитических терминов» бессознательное рассматривается с двух сторон. С одной стороны, в описательном смысле: «те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал». С другой же стороны, «бессознательным может только то, осознание чего требует значительных усилий или же вообще невозможно».
Не вызывает сомнений тот факт, что познавательная деятельность невозможна без бессознательных процессов. Б. Либет провел несколько экспериментов, с помощью которых доказал, что потенциал готовности возможно зафиксировать примерно за 1 секунду до осознания человеком желания действовать.
Похожие исследования проводили А. Бакара и А. Дамасио. Подобные эксперименты обращаются к проблеме свободы воли и можно сделать предположение, что воля может быть, как сознательной, так и бессознательной. Разные элементы свободы воли определяются разными нейрокогнитивными элементами и их можно количественно измерить.
Дж. Капрара утверждает, что сегодня мы знаем меньше о причинах появления сознательного опыта, чем о процессах, происходящих в бессознательном. По мнению же С. Сломана, сознание может быть лишь иллюзией, возникающей при соприкосновении окружающего мира и человека.
Таким образом можно сделать вывод, что бессознательные процессы не могут быть изучены без подкрепления сознательным опытом, тогда как понятие «бессознательное» так и не получило единого всеобщего определения и оно является лишь антонимом понятию «сознание».
Поговорим о возможности нейропсихологического изучения бессознательного.
Как известно, нейропсихология является квинтэссенцией представлений о локализации психических функций в мозге.
В дальнейшем, с развитием науки, предмет нейропсихологии стал напрямую связан с высшими психологическими функциями, под которым следует понимать «рефлекторные процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования». Из вышесказанного можно сделать вывод, что в самом определении предмета нейропсихологии есть указание на сознательность изучаемых психических явлений.
Однако сегодня во многих учебниках по нейропсихологии можно встретить отсутствие явного указания на изучение только осознанных процессов. Можно допустить, что произвольность и опосредованность не исключает существования бессознательных элементов.
Следует отметить, что сам А.Р. Лурия признавал, что нейропсихология не может и не должна ограничиваться только изученными и выявленным им психическими процессами. Он писал, что своих работах смог уделить внимание не всем разделам: «к таким разделам относятся участие гипоталамических и таламических структур в организации психических процессов, и прежде всего эмоционального поведения, вопросы мозговой организации мотивов и потребностей, переживаний личности. К ним относится, наконец, роль глубоких структур мозга и правого полушария в организации психической деятельности».
Стоит отметить, что до 1930-х гг. А.Р. Лурия на профессиональном уровне занимался психоанализом и даже написал несколько психоаналитических исследовательских работ. Однако позже он выступил с резкой критикой психоанализа, аргументируя свою позицию чрезмерной фиксацией психоанализа на биологии человека. В своей автобиографии А.Р. Лурия объясняет отречение от психоанализа трансформацией собственных идей.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что утверждение о невозможности нейропсихологического изучения бессознательного не является правдивым. К сожалению, слабое внимание к этому вопросу обуславливает сложности в изучении сознательного и бессознательного, как единых частей психики, однако такое изучение возможно и далее мы поговорим о его реализации сегодня.
Нейропсихоанализ представляет собой междисциплинарное направление на стыке (основе) нейронауки, психоанализа и гуманитарных знаний. Нейропсихоанализ относительно новая дисциплина, возникшая в конце XX века. Нейропсихоанализ, основываясь на вышеупомянутых дисциплинах, ставит перед собой две основные задачи: 1) использование результатов нейронаучных исследований в терапевтическом процессе; 2) формирование представления о мозге и нервной системе как о своеобразном аппарате, необходимом для поддержания психического здоровья человека. Первые статьи по нейропсихоанализу стали публиковаться еще в 80-е гг. XX века, но чаще всего они издаются именно в психотерапевтических журналах, т.к. многие нейропсихоаналитические исследования являют собой разбор и интерпретацию индивидуальных случаев.
Особенность нейропсихоанализа — смешение терминологии, что иногда приводит невозможности ее соотнесения в смежных областях.
Марк Солмс, являющийся основоположником нейропсихоанализа в своей работе «Клинические исследования в нейропсихоанализе» рассматривает нейродинамику сновидений. Так, при поражении лобных и теменных отделов мозга процесс сновидений сходит на нет, а при поражении височно-затылочных отделов сновидения становятся невизуальными, кошмары же возникают при наличии очагов судорожной активности в височно-лобных отделах. Автор замечает, что при афазии Брока не возникает личностных нарушений и проявляется нормальная работа горя. При афазии Вернике может быть разорванность сознания, а левостороннее теменное поражение сопровождается нарушением всей психической деятельности, а также исчезновением функции самоопределения или осознавания Я. В конце работы, обобщая результаты исследования более чем 30 случаев пациентов с локальными поражениями мозга, автор соотносит три функциональных блока мозга с Оно(Ид)- Я (Эго) - Сверх-Я( Супер-Эго).
Перспективность нейропсихоанализа можно связать с успехами в лечении пациентов психоаналитиками, использующими знания нейронауки. К примеру, известны случаи сочетания ЭЭГ нейробиоуправления и краткосрочной психодинамической терапии. Стоит отметить, что нейропсихоанализ используется не только отдельными специалистами, но и является частью государственной программы здравоохранения в Великобритании.
Нейропсихоаналитический подход дает и новое понимание проводниковой афазии. Речевые нарушения, возникшие после ишемического инфаркта в области левой средней мозговой артерии, сопровождаются нарушением способности связывать вещи друг с другом. Предполагается, что за этим стоит нарушение интегративной функции Эго. Нейропсихоанализ расширил возможности решения проблемы анозогнозии, обычно связываемой с дисфункцией правой теменной области головного мозга. Пациенты с анозогнозией склонны выражать эмоции, связанные с другими субъектами, а не эмоции, связанные с их собственной травмой или ее последствиями. Они осознают свое расстройство, а их ложное убеждение в его отсутствии является проявлением защитных механизмов личности. Как мы видим, нейропсихоанализ изучает механизмы разных бессознательных явлений. В целом, все эти исследования могут помочь в расширении наших знаний о бессознательном. Э.Г. Эйдемиллер пишет, что нейропсихоанализ развивается в рамках современных нейронаук, но ориентирован на уникальность каждой терапевтической ситуации и полифоническое взаимодействие пациента и терапевта.
Бесспорно, нейропсихоанализ занимает лидирующую позицию по количеству исследований бессознательного с точки зрения мозговой деятельности. Однако далеко не все специалисты склонны доверять данному подходу и критикуют его.
Так, когнитивная психология выступает альтернативой нейропсихоанализу. В конце XX века появился термин «когнитивное бессознаельное». А.Ю. Агафонов пишет, что «в структуре когнитивной системы человека существует механизм неосознаваемой семантической чувствительности, который отвечает за регуляцию степени воздействия неосознаваемой информации на результаты сознательно выполняемой деятельности». Также есть сведения об участии медиальных отделов височной доли и парагиппокампальной области в обеспечении влияния ранее воспринятой информации на текущее восприятие.
Нужно отметить, что в советской психологии изучению бессознательного уделялось мало времени сил. Скорее всего, этому способствовало некоторое противопоставление З. Фрейда и И.П. Павлова. К концу 60-х гг. XX в. в отечественной науке звучало мнение, что «бессознательное — это обобщение, к которому мы прибегаем, чтобы отразить способность к регулированию поведению, происходящему без непосредственного участия сознания».
Однако примерно в то же время в трудах грузинской психологической школы были исследованы физиологические корреляты бессознательных процессов. Д.Н. Узнадзе, который наиболее глубоко в отечественной психологии изучал проблему бессознательного, не считал бессознательное частью психики, выделяя элемент подпсихического.
Стоит упомянуть и о исследованиях психофизиологических индикаторов психических процессов. В трудах Г.В. Гершуни установлено, что «измерение физиологических реакций позволяет зафиксировать реакции на неосознаваемые звуковые раздражители. Регистрация этих показателей лежит в основе коррекционного метода биоуправления с использованием биологических обратных связей».
Современные открытия в нейронауке позволяют сделать вывод о том, что эмоциональные и познавательные процессы связаны между собой отношениями взаимовлияния. Дж. Леду в своих исследованиях доказывает, что «эмоциональное восприятие также может быть осознанным или неосознанным. При осознаваемом страхе сигнал идет от таламуса к коре, а затем — к миндалине, а при возникновении неосознаваемых реакций страха информация передается сразу от таламуса миндалине».
Марк Солмс утверждает, сознание следует рассматривать как высшую функцию мозга, не осуществляющуюся без энергии нижних отделов мозга. Таким образом, теоретические идеи З. Фрейда можно соотнести с современными знаниями о происхождении и эволюции нервной системы.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сказать, что попытки изучения нейронаукой бессознательного проводятся в зарубежных странах намного чаще, чем в отечественной школе.
Это можно связать с несоответствием бессознательного предмету нейропсихологии, заявленному А.Р. Лурией. Однако можно предположить, что А.Р. Лурия отказался от изучения бессознательного в связи с плохо разработанной на тот момент методологией, а не отсутствием интереса к данному вопросу. Кажется, благодаря сегодняшнему состоянию науки, разнообразию методологией и направлений, бессознательное вполне можно официально включить в предмет изучения нейропсихологией. Конечно же необходимо придерживаться некоторых принципов. Во-первых, необходимо помнить, что человеческий мозг индивидуально очень изменчив, а значит результаты глобальных нейропсихологических исследований не должны опираться на частные случаи. Во-вторых, необходимо исключить преобладание психоаналитических трактовок результатов исследований, в связи с тем, что по своей природе психоанализ все-таки субъективен, а значит не научен.
В заключение отметим, что бессознательные и сознательные процессы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом при реализации психической функции. Для того, чтобы изучение мозговой основы человеческой психики было полным, всеобъемлющим и максимально глубоким, необходимо, чтобы методология нейропсихологии перестала отделять сознательные формы деятельности от бессознательных и исследования бессознательного стали неотъемлемы для нейронауки.