Любая В.Н. – психолог, арт-терапевт

Аннотация:
О том, что письменные практики благотворно влияют на мышление и психо-физическое здоровье человека заметили ещё в Древнем мире. Эскулапы того времени, как правило, занимались философией и другими науками, поэтому многие их наблюдения и рекомендации не теряют своей актуальности и по сей день. Различные варианты письменных практик стала охотно использовать в конце 19-го века и молодая наука психология: и как материал для диагностики (тестовые текстовые задания), и как ведение психотерапевтических протоколов,  и непосредственно как психотерапевтический материал.  Положительную динамику методов письма отмечали в своих трудах известные как зарубежные, так и отечественные практикующие психиатры, психологи  и психотерапевты: З.Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, П. Брока, Ф.К., К. Хорни, Ф.К. Бартлет,  Э. Эриксон (и др.); Л.Выготский,   С.Рубинштейн,  А. Леонтьев,  А. Лурия,  Л.  Гальперин,  Д. Эльконин, В. Давыдов  и др. Данная работа впервые рассматривает именно журналистский  инструментарий (и как часть письменных практик, но не только)  в контексте обучения взрослых, в качестве способа формирования совладающего поведения, который, в свою очередь, может выступать также и как набор отдельных психотерапевтических техник по управлению эмоциями и развитию когнитивного потенциала личности.

Ключевые слова: стресс; эмоции; совладающее поведение (копинг); письменные практики; журналистский инструментарий; экология мышления.

Abstract:

In was already commonly known in the ancient world that writing techniques have a positive influence on mind and psychophysical health. Doctors used to study philosophy and other sciences at that time, so their observations and recommendations are still relevant in the modern world. Psychology – the new-born science of the 19th century – has applied various writing techniques from the very start as data for diagnosis (tests) or protocols of psychotherapeutic sessions for analysis and as the very psychotherapeutic material. Both foreign and Russian practicing psychiatrists, psychologists and psychotherapists have examined positive dynamics of the writing methods. The novelty of this paper is that it studies journalist tooling in the context of adult training of forming coping behavior. Aside from the coping behavior this instrument can act as a set of psychotherapeutic techniques for emotion management and cognitive skills development.

Keywords: stress, emotions, coping, writing techniques, journalist tooling, mind ecology.

В современном изменяющемся обществе, где человеку постоянно приходится сталкиваться с проблемой решения нестандартных задач в неопределенных или кризисных ситуациях,  остро стоит вопрос о самостоятельном формировании навыков совладающего поведения. Однако, несмотря на ежегодный рост в обществе числа людей с девиатным поведением, увеличением количества психосоматических и даже психических заболеваний, а также увеличение случаев суицида, обусловленных тем, что люди не могут совладать с собственными проблемами –  вопросу формирования совладающего поведения явно не уделяется достаточное внимание. Иными словами, решение данного вопроса недостаточно укоренено в практике. В то время как одним из способов научения такому механизму вполне могли бы стать образовательные программы.  Так, взрослых можно обучать методам совладающего поведения в процессе  обучения письменным практикам,  в частности, используя для этого журналистский инструментарий.

В качестве психотерапевтической и педагогической основы авторского курса-трансформера  «Экожурналистика», помогающего в  формировании совладающего поведения в контексте арт-терапевтических групповых занятий со взрослыми средствами журналистики, были приняты к сведению концепции Lazarus, S. Folkman, F., Дж. Вэйлланта, Друкер Питер Ф., Клинберг Л., Вербицкого А.А., Мельник Г.С., Тепляшиной А.Н., Сорокоумовой Е.А., Конецкой В.П. и др.

Образование взрослых – значительный ресурс развития общества  и особенно актуальный в эпоху информационного общества. Недаром система «дополнительного» образования (в виде тематических курсов, тренингов, мастер-классов и т.п.) давно распространена во всём мире. В идеале, задача образования взрослых – обеспечение человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном, динамично изменяющемся стиле жизни.

Действительно, в современных условиях взрослые люди активно вовлечены в процесс обучения. При этом они занимают в этом процессе специальную позицию, отличающуюся от позиции обучаемого ребенка или подростка. Позиция взрослых в процессе обучения определяется: - возрастными особенностями;  - гендерными особенностям; - социальным статусом;- психологическими факторами. Взрослый обучающийся – человек, который осознает себя: 1)  самостоятельной, 2)  самоуправляемой личностью.

Одним из важных источников обучения личности в период взрослости  является накапливаемый со временем запас опыта:

  1. бытового,
  2. профессионального,
  3. духовного.

Как правило, взрослые стараются как можно скорее найти практическое применение полученным знаниям и навыкам, реализовать полученные знания. Всё вышесказанное является основой авторского курса «Экожурналистика». (Где приставка «эко» обозначает экологичность обучаемым методам, экологичное мышление учащихся,  а также – осознанную проверку на «экологичность» собственного итогового продукта,  являющегося  завершающим аккордом прохождения данного курса).

Кроме того, программа курса построена таким образом, чтобы деликатно преодолевать барьеры на пути взрослых учащихся.  Например, одним из самых распространенных (и существенных) барьеров является «мифологизация возраста». Суть его в том, что человек принимает ограничение своих возможностей с точки зрения хронологического возраста.

Необходимо заметить, что большинство ограничений может им и не осознаваться: мышление выдвигает «удобное» объяснение,  с которым часто человек просто полностью соглашается, принимая на веру.

Ограничения, связанные с переживанием человеком различных качеств своего «Я» (по Г.С. Абрамовой):

Логично предположить, что желание заниматься чем-то, возможно поддерживать только в том случае, если желание это искреннее, то есть это именно то, что данный человек ощущает как потребность или в чем действительно нуждается.

Понимание мотива, лежащего в основе действия – является  ключом к мотивации вообще любого человека.  Поэтому, к концу обучения, «курсанту» вручается «ключ», с помощью которого  он уже сам сможет разбираться с истинными мотивами своего поведения.  Самостоятельно.  И это один из навыков, которым овладевают участники групп, занимающихся «Экожурналистикой».

Как и выяснение истинной причины, по которой взрослый человек решил потратить своё время и деньги на прохождение данного курса (мастер-класса и т.д.), трудно переоценить следующий фактор. А именно: роль взаимодействия в процессе обучения взрослых. Т.е. речь идёт не только об общении, но и поиске каких-то совместных решений, участии в совместных действиях и т.п. на протяжении всего процесса обучения. Под совместной деятельностью в социальной психологии понимается: организованная система активности взаимодействующих личностей, направленная на целесообразное производство (воспроизведение) объектов материальной и духовной культуры. (Что является одним из основных аспектов любой профессиональной подготовки). Также здесь же курсантами приобретается и апробируется в «лабораторных» групповых условиях такая важная компетенция, как коммуникабельность.

Хотелось бы особенно отметить, что я поддерживаю ту же точку зрения, что и специалисты, считающие развитие способности диалогического общения – непрерывной творческой работа над собой, направленной на развитие и постоянное самосовершенствование  самой личности, а не просто овладение «технологическими умениями». Как писали выдающиеся педагоги прошлого, многое здесь (в диалоговом общении) постигается именно изучением самого себя. Т.е. «согруппники» помогают человеку увидеть себя как бы со стороны. А такая позиция наблюдения за самим собой (диссоциация), даёт взрослому новые знания в понимании собственного характера и темперамента. Кроме того, он начинает разбираться в  понимании «механизма» своего реагирования на внешние раздражители (будь то конфликтная ситуация с соседом, пожар на лестничной клетке или болезнь). Но не только. В процессе взаимодействия в учебной ситуации, происходит осознавание личных мыслительных стратегий,  что даёт человеку более ясное представление о своей натуре, своей личности.  И это ещё один бонус данного курса, который участники приобретают, в общем-то, играючи. Такой подход, безусловно, не только способствует личностному развитию субъекта в процессе образования, стимулируя его  к дальнейшему самообразованию или  повышению  узкопрофессиональных навыков, но и открывает перед ним целый веер возможностей для овладения новыми и компетенциями, созвучными запросу общества и времени.

На начальном этапе занятиями творческой деятельностью в процессе арт-терапии «планка», конечно, не ставится высоко. В частности, очень важным считается этап поиска себя, своих средств самовыражения. В некоторых случаях для этого не требуется абсолютно ничего, кроме необходимости прислушиваться к самому себе и следовать велению своего Я (как это практикуется в других видах арт-терапии). К этому творческому процессу и прибавляется обучение журналистскому инструментарию. Далее, полученные навыки участники  смогут потом использовать для самопсихотерапии, и главное – на их базе у «курсантов» формируются навыки совладающего (антистрессового) поведения.

К таким навыкам вполне можно отнести профессиональные журналистские навыки. В частности, навыки работы с текстом, которые приобретают начинающие журналисты. Но почему – журналистика? В чем преимущество профессиональных подходов журналистов, в отличие от тех, кто занимается литературным творчеством, скажем, в литературном кружке, сочиняя терапевтические сказки или истории?  На наш взгляд, преимущество этих техник в том, что большинство журналистского инструментария направлено на то, чтобы вычленить необходимую информацию, отсеять лишнее, структурировать материал и, в конечном счете, сделать удобопонимаемым, ясным для читателя (не важно, что тот, кто пишет, может быть и адресантом и адресатом собственной корреспонденции). Основной принцип, закладываемый практически в любом журналистском произведении: ВНИМАНИЕ – ИНТЕРЕС – ЖЕЛАНИЕ – ДЕЙСТВИЕ.  Укорененность основных, наиболее часто используемых жанров (например, таких как репортаж, интервью, новостная заметка и т.д.) в «здесь и сейчас», в моменте присутствия или просто в реалиях нашей жизни, вне всякого сомнения – очень ценный психотерапевтический ресурс, содержащейся в этом виде профессиональной деятельности.  Как известно, продолжительный стресс, испытываемый человеком, значительно влияет на его когнитивные способности, и, в первую очередь, на восприятие текущего момента, либо, вынуждая человека постоянно отсылать своё мышление в прошлое (обычно говорят, что человек «продолжает жить в прошлом»), либо в отчаянье, строя нереальные (поскольку реальное течение дел им не осознается) планы на будущее. Журналистские практики, обращающие пристальное внимание на настоящее, помогут восстановить нормальное течение мышления и поведения в ненавязчивой, игровой, творческой форме.

Что касается организационной стороны – курс  «Экожурналистика»  и его модификации (тренинги, семинары, мастер-классы и т.п.), то процесс обучения строится по типу «ролевых» и «деловых» игр.

Структура деловой игры (по А.А. Вербицкому)

Для осуществления учебно-терапевтической деятельности (как правило, это касается продолжительных программ) – используется база реально существующей московской редакции газеты «Мой турист-клуб», выходящей с 1998 года и зарегистрированной в Комитете по средствам массовой информации и коммуникации (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-34292). Это мой авторский проект, где я являюсь учредителем, издателем и главным редактором данного СМИ.

Будучи журналистом с 30-и летним стажем, мне незачем придумывать и моделировать «гипотетические» кейсы с теми или иными заданиями (или ситуации,  требующие решения тех или иных задач).  По части «ролей» – редакция СМИ уже  структурирована и имеет полный комплект таковых. Более того, даже на жёстко ограниченных по времени мастер-классах, участники группы могут успеть «примерить» на себя ни одну «роль» или специфику «деловой» (имитационной) игры» с её невыдуманными, а вполне реальными редакционными задачами. Всё вместе – повышает не только «качество игры», но  и удовлетворение от приобретаемых навыков, т.к., уже в процессе обучения видно, где и когда эти новые компетенции можно начать применять (что, как уже было сказано выше, очень высоко оценивается взрослыми учащимися).  И здесь я согласна с основоположником «Логотерапии» В. Франклом: работа, наполненная реальным смыслом и со смыслом сделанная – не только приносит плоды в виде новых навыков и умений, но наполняет человека чувством полного эмоционального и духовного удовлетворения.

Перефразируя А. Леонтьева:  арт-терапевтический обучающий курс «Экожурналистика»  – это обучение с приращением. Когда к личному человеческому опыту «посредством активной, «пристрастной деятельности» (А.Н.Леонтьев)  происходит присоединение и усвоение нового учебного или социального опыта. Когда даже во время обычного, но активного слушания и присутствия на занятии, происходит, как пишет А.  Вербицкий: «развитие психических функций и способностей человека, систем его отношений с объективным миром, другими людьми и самим собой». Получаемые при таком обучении компетенции (знания, умения) сродни, по сути, такому понятию, как «личностный рост».  Причем,  это –  не какая-то заранее установленная планка, к которой должны стремиться «курсанты» . «Личностный рост»  – постоянно изменяющийся процесс, основанный на знаниях, опыте, ценностях, склонностях каждой личности , который происходит в течении арт-терапевтических занятий,  благодаря «погружению» в игровой формат обучения журналистским компетенциям.  Ядром такой способности являются навыки, как совокупность вариантов и способов действия. Однако если личный опытэто сведение в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов «решения задач»,  то компетенции (по мнению С.Е Шишова и И.В. Агапова) – это возможность установления связей между знаниями и ситуацией. В более широком смысле – способность совершать действия, подходящие для решения проблемной ситуации. Важно отметить, что развитие компетенций – также длящийся во времени процесс, а поэтому не может сформироваться однажды: «раз и навсегда»...

Одна из важнейших компетенций, которая помогает сформироваться совладающему поведению (копинг-реакциям) участникам курса «Экожурналистика»  – адекватное восприятие и выражение чувств и эмоций. Как известно, чувства можно выражать разными способами: переходить на крик, плачь, говорить обидные слова, бить тарелки, даже наносить телесные повреждения, например, ударить по щеке и т.п. Иными словами: жестами, языковыми средствами (устно и письменно), поступками. Взрослые участники курса, с помощью журналистских компетенций и журналистского инструментария научаются: 1) распознавать эмоции; 2) по возможности – источник их возникновения; 3)  подбирать слова, соответствующие возникшей проблеме (кстати, это может быть вполне рядовая ситуация, ставшая проблемой из-за отсутствия данного навыка: неумения адекватно выражать даже свои положительные эмоции).

Т.е. в первую очередь (и на протяжении всего курса) взрослые, учатся: наиболее точно распознавать свои чувства и эмоции; учатся правильно их называть, обозначать, записывая то, что они чувствуют, а также учатся находить более походящие, соответствующие чувствам и ситуации слова. Потому что зачастую мозг просто проводит параллель с давнишней, чем-то схожей с текущей, ситуацией и тут же выдаёт «готовые» реакции, способы реагирования. Таким образом, человек, находясь в новой  ситуации,  может эмоционально переживать совсем иной, часто не соответствующий реальности опыт, не задумываясь, и не перепроверяя себя: «А, так ли оно, на самом деле?» При этом выбранные слова играют громадную роль: произнесенные, крутящиеся в голове, записанные. В тяжелой, негативной  или трагической ситуации – лучше, если то, что «крутится в голове» было бы вербализовано: записано,  хоть несколькими словами, хоть одним словом, а если и это человеку пока не под силу – может быть, нарисовано. (Например: «Что это?» Человек, показывает на изображенные им зигзаги, рваные линии и комментирует: «Это то, что я сейчас чувствую. Это моя боль»). В конце концов, можно просто соотнести испытываемые в данный момент чувства с каким-то предметом… Но. Для этого нужно хорошо различать то, что творится внутри, уметь различать и называть. Тревога и страх – разные эмоции, но довольно часто людям сложно их назвать по-разному и трудно запомнить, как и где (в какой части тела) локализуется то или иное чувство или эмоция. Зачем это нужно? Во-первых, когда человеку потребуется помощь, он смог бы дать понять, чем ему можно помочь. Во-вторых (а иногда, согласитесь, это может стать и на первое место), чтобы научиться лучше понимать других. Понимать их чувства, различать их эмоции и правильно и своевременно на них реагировать (или не реагировать,  - в этом тоже может возникнуть необходимость).  Это непростая задача. Но очень важная. Она требует усилий, терпения, тренировки и, не исключено, упорства. Тем не менее, со временем, как показали результаты проведенных занятий, участникам становится легче облекать чувства в слова и прояснять нюансы.

Для чего это нужно ещё?  Выражение чувств: 1) облегчает душу; 2) способствует внутреннему балансу (т.е. удается создать копинг для данной ситуации). Согласитесь, это уже посильная помощь или самопомощь. И, несмотря на то, что через одно лишь описание, например, гнетущего чувства, лежащая в его основе проблема не исчезнет, – уже само верное сообщение о чувствах (их осознание) оказывает на человека проясняющее и стабилизирующее действие. Что отражают результаты  применяемых в начале и в конце курса, тестов: излишнее возбуждение, тревога и фактор неопределенности – значительно снижаются. (Вероятно, отчасти поэтому, таким успехом пользуется переписка в Интернете  (чаты, блоги, форумы и т.д.). В то же время (как показали наши исследования), человеку не всегда бывает нужен и некто другой,  как потенциальный собеседник. Чтобы снять напряжение, разобраться в собственных чувствах, ему бывает достаточно … описать их. Но – и это как раз очень важно, – характеризуя «творящееся на душе», как можно более точно подбирая соответствующие слова. Потому что больше какой-то реальной проблемы человека пугает (порой, доводя до паники или состояния фрустрации) – неизвестное. И курс «журналистики» помогает взрослым, избегая общих, безличных описаний, находить собственные, более точные формулировки того, что они чувствуют. Практикум, где учащиеся пишут тексты (материалы) от первого лица, особенно в жанрах «интервью», «беседы», «исповеди», «автобиографического эссе»,  при соответствующей квалификации ведущего курс и его модификаций (владеющим психологическими, педагогическими и журналистскими компетенциями) может стать настоящим учебным «полигоном». А после регулярных тренировок (на таком «полигоне») – и «личным ресурсом» для использования данного способа при совладании с проблемами в жизни (личной жизни, на работе и т.п.). Впрочем, как уже было сказано выше, важно уметь адекватно выражать не только негативные, но и позитивные эмоции и чувства. Неверно выраженные – они также могут стать основой для возникновения стресса.

Как пишет в статье «Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения» В. М.  Ялтонский (доктор мед наук, профессор каф. Клинической психологии, рук. отдела профилактических исследований Национального научного центра наркологии МЗ и СР РФ), ещё в 1985 году Т. Виллс и С. Шифман предложили разделение совладающего поведения на антиципарное (предвосхищаемое) и восстановительное. Антиципарный копинг рассматривался ими как средство управления событиями, которые могут произойти, и как предвосхищаемый, предвидимый ответ на стрессовую ситуацию, возникновение которой ожидается.  Восстановительный копинг – как механизм, помогающий снова обрести психологическое равновесие, после произошедших событий. Таким образом, опережающиее, проактивное совладание  рассматривается как комплекс процессов, посредством которых люди предвосхищают или обнаруживают потенциальные стрессоры и действуют заранее, с целью предупреждения их влияния пока они еще не возникли.

Проведенные занятия подтверждают это разделение.  Кроме того,  стоит подчеркнуть, что, даже сам факт «обучения» (чему-либо) на профилактической стадии и стадии первой психологической помощи уже положительно сказывается на результатах формирования совладающего поведения. Например, очень хорошие результаты были получены во время проведения курса в качестве арт-терапевтических и «деловых игр»: в частности: «Напиши письмо в редакцию» и «Напиши ответ на письмо в редакцию».

До начала самих занятий  и в конце – участники проходят тестирование по «Шкале Спилбергера-Ханина»  (для определения личностной и ситуативной тревожности).  Для того чтобы иметь более полную (объективную) картину о продвижении и усвоении предлагаемого материала,  достигнутых результатов каждого члена группы, –  в течение занятий, по мере необходимости,  могут проводиться и другие тестирования. В частности, проективные, где в качестве стимульного материала используются  материалы, содержащие элементы журналистской деятельности.  Таким образом,  ведущий имеет возможность вносить психотерапевтические коррективы по ходу проведения занятий, что отражается на итоговой (по завершению курса) положительной динамике участников. Кроме того, он же может дать и какие-то отдельные рекомендации по личному запросу.

В более сложных случаях (например, после разрушительных последствий для психики личности, находившейся в длительном дистрессе), прежде всего, необходима помощь соответствующего специалиста (медика). В отличие от «художественных» арт-терапевтических методик, применение описанного метода (или его частей), по мнению психолога Психиатрической гор. Б-цы №1 им. Н.А. Алексеева Т.Л. Серебряковой – в существующем виде пока не  целесообразно, – если  только на стадии стойкой ремиссии, –  поэтому не может быть безоговорочно включено в практику клинического психолога. Однако: отсутствие медицинских противопоказаний; чётко обозначаемые цели участниками арт-терапевтического процесса; компетентность ведущего, а также не противоречащая экологичности  курса мотивации пришедших на занятия взрослых, – как показал опыт, – вполне могут стать залогом действительно ощутимых и значимых  для участников группы личных достижений. А именно: в процессе арт-терапевтических занятий с элементами обучения журналистским навыкам, – формировать у взрослых защитные, антистрессовые,  копинговые стратегии – стратегии совладающего поведения.

Литература:

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 2006.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. psylib.org.ua
  3. Вербицкий А.А. «Новая образовательная парадигма и контекстное обучение»/ Монография. М., 1999.
  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М., 1991.
  5. Вербицкий А.А. «Контекст как психологическая категория», М:, 2011.
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
  7. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности// Вестник УРАО, 2008, №  5 (43).
  8. Демидова И.Ф. Педагогическая психология. М, 2006.
  9. Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Две модели адаптации к социальным изменениям // Россия: трансформирующееся общество /Под ред. В.А. Ядова. М, 2001.
  10. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М – С-Пб – Киев, 2002.
  11. Дефуа Н.Н. Совместная деятельность
  12. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (цитируется по Википедии).
  13. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.
  14. Любая В.Н. Выступление на тему: «Современная журналистика: Интерпретация действительности или Зеркало, отражающее действительность?». Участник дискуссии ««Журналистика будущего», в рамках проекта «Настоящее будущего», проводимого Немецким культурным центром им. Гете в Москве и издательством «НЛО». М., 23.11.10, Политехнический музей. // Спец. репортаж для эл. издания «Ломоносов» /в свободном доступе – продублирован на других сайтах.
  15. Любая В.Н. Проект как смыслообразующая обучения: из опыта сотрудничества СМИ и учащихся школ// Доклад на «III Международной научно-практической конференции «Новые цели и  ценности образования», ГБОУ ЦО № 1463 /УДК 37.04. М., 2014.
  16. Любая В.Н. ЭКОжурналистика© . //Авторский курс, доработанное издание. На правах рукописи. М., 2015.
  17. Парсонс Т. К общей теории действия. Теоретические основания социальных наук. Часть 2. Ценности, мотивации и системы действия //О структуре социального действия / Пер. с англ. В.Ф. Чесноковой / Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М., 2002.
  18. Почепцов Г.Г Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2000.
  19. Роджерс К.. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  20. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. С-Пб., 2012.
  21. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология: инновационное обучение. С-Пб.,. 2008.
  22. Совладающее поведение: современное состояние перспективы//Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М., 2008.
  23. Сорокоумова Е.А. Организация обучения взрослых в вузе. / Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы IV-й Международной научно-практической конференции. 21-22 ноября 2013г. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013, 254 с.
  24. Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. – М.: Факультет журналистики МГУ, Издательство «Икар», 2000.
  25. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2009.
  26. Хулаева О.В. Кризисы взрослой жизни. М., 2009.
  27. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

 

Виктория Николаевна Любая; психолог-педагог, арт-терапевт, автор и ведущая курса «Экожурналистика»; гл. ред. газеты-лаборатории «Мой турист-клуб» (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-34292); магистр психолого-педагогического образования

© В.Н. Любая, 2019 УДК 159.99