Развитие детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, возникают трудности в общении с окружающими, замедляется процесс переработки информации. Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в первые два года жизни, часто оказываются изолированными от людей, затруднено формирование самосознания и других личностных образований.

Именно поэтому существенно возрастает значимость семьи. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Для формирования гармоничной личности и для развития у ребенка адекватной самооценки, рядом с ним должен находиться любящий и понимающий взрослый. Наличие тесного эмоционального контакта с матерью в младенчестве является основой развития у ребенка самостоятельности и уверенности. В этот период ребенок приобретает чувство доверия к окружающему миру, что формирует его позитивное самоощущение. Однако именно в семьях, где у детей присутствуют нарушения в психическом развитии, часто возникает так называемая «личная трагедия» родителей. Рождение ребенка с отклонением в развитии является испытанием для всех членов семьи. Зачастую родители связывают с детьми свои надежды и реализацию неисполненных мечтаний, а ребенок с отклонениями в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей, создавая тем самым психологическое противоречие. В большей степени это затрагивает слышащих родителей. При этом, родители испытывают сложную гамму чувств и отрицательные эмоции, что приводит к сложностям во взаимоотношениями между супругами. Часто заболевание ребенка, инвалидность, отсутствие видимого эффекта лечения приводят к семейным неурядицам и даже к разрушению семьи.

Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. Исследованиями установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители, складываются эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слышащих. Эмоциональное благополучие глухого ребенка в такой семье обусловлено тем, что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигаются более полный контакт и взаимопонимание. В отличие от них слышащие родители не могут наладить успешное общение с детьми.  Также на развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатского типа. Родители, узнав о глухоте ребенка, помещают его в специальное детское учреждение в раннем возрасте и перестают принимать достаточное участие в его воспитании. В этом случае происходит отрыв ребенка от нормальной среды, ведь эта искусственная среда во многом отличается от того нормального мира, в котором ребенку придется жить.

Насколько хорошо ребенок сможет общаться с окружающими при помощи речи, зависит от степени потери слуха. Большинство детей с нарушением слуха могут использовать устную речь и свой слух для общения.

Родители слабослышащих детей должны ограничить время за гаджетами и как можно больше разговаривать с ребенком. Детки со сниженным слухом иногда не слышат определенных звуков, слов или даже целых частей предложений, поэтому они иногда не отвечают на заданный вопрос. Когда такое происходит, наиболее типичная реакция – оставить, как есть а не задать вопрос повторно. Это происходит не потому, что с таким ребенком меньше хотят общаться, это естественная реакция на недопонимание. Важно не поддаться такой тенденции. Напротив, если такое происходит – это сигнал, что надо подойти к ребенку поближе, чтобы оказаться в его «акустическом пузыре». Привлеките внимание малыша, встаньте так, чтобы он видел Ваше лицо, уменьшите, по возможности, уровень окружающего шума. Используя такую тактику, Вы обязательно добьетесь хороших результатов, и уменьшите или вовсе ликвидируете отставание ребенка в речевом развитии. Главный ресурс, требующийся от родителей при воспитании ребёнка, у которого диагностировали нарушение слуха – терпение. Такие малыши медленнее усваивают информацию, дольше её анализируют и часто могут просто не расслышать, что говорят мама или папа. Не стоит ругать ребёнка. Важно показать: вы всегда будете поддерживать его. Он должен чувствовать себя в семье комфортно.

При воспитании детей с нарушением слуха необходимо обучить их базовым навыкам: устная речь, письмо, чтение. Полезное умение – чтение по губам. Даже при наличии хорошего слухового аппарата малыш может в определённый момент оказаться без специального оборудования. Чтобы не утратить способность общаться, он должен понимать, какое положение губ соответствует определённым звукам. И уметь складывать слова.

Дети с нарушением слуха испытывают дискомфорт, если не могут определить источник звука. Лучше говорить с ними так, чтобы по мимике и жестам было понятно, с какими интонациями произносится фраза.

         Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями и сама родительская позиция по отношению к ребенку, оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей может привести к нарушениям в развитии его личности.

Список литературы

  1. Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников – 1998.-№3.
  2. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье – М.,1970
  3. Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам смьи. – 1990-№6.