Хушвакова Елена Маратовна – семейный психолог, член Ассоциации Психологов Узбекистана, член АППК

Как мы знаем, все родители хотели бы, чтобы их ребенок вырос счастливым и успешным. С этой целью многие мамы стремятся развивать малыша с раннего детства: обучают цифрам и буквам, иностранным языкам, тренируют память и внимание. Однако, для гармоничного развития и благополучия в будущем, значительно эффективнее и полезнее развивать ЭИ ребенка.

Современные психологические исследования говорят о том, что залогом счастливой жизни является умение устанавливать и поддерживать близкие отношения, способность выстраивать их на основе понимания и сопереживания, что возможно только при условии развитого ЭИ1.

Помимо всего прочего, эмоциональное самосознание становится необходимым условием психологического и даже соматического здоровья личности: сложности в определении собственных эмоций (алекситимия) повышают риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Неспособность управлять своими эмоциями часто

свидетельствует о сложностях в управлении стрессом, что может приводить к серьезным проблемам со здоровьем. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими становится личностным фактором, который укрепляет психологическое и соматическое здоровье как детей, так и взрослых.

Отвечая на вопрос: с чего же начинается развитие эмоциональной сферы ребенка, Д. Гоулман, который является одним из родоначальников теории эмоционального интеллекта, выделяет такие компоненты развитого ЭИ как:

  • понимание собственных эмоций (самосознание);
  • управление собственными эмоциями (самоконтроль);
  • способность справляться с эмоциями других людей (управление взаимоотношениями);
  • эмпатия в отношении эмоций других людей (социальное понимание).

Соответственно, развитие ЭИ начинается с того, чтобы научиться понимать свои эмоции, уметь их правильно определять. Для детей это может быть непростым заданием, ведь в силу своего возраста, они не всегда могут объяснить словами, что чувствуют и переживают. Вместе с этим, не все родители обладают высоким уровнем ЭИ, чтобы помочь ребенку познать мир чувств и эмоций. Поэтому можно и нужно обращаться к вспомогательным способам и инструментам для развития эмоциональной сферы.

Одним из инструментов для этого может стать детская литература, в которой уделяется особое внимание описанию различных эмоций, состояний и чувств. Описывая картинки в книгах, взрослым следует комментировать то, что изображено, в том числе делая акцент на выражении лица “Девочка плачет, видимо она расстроилась”, “Мальчик испугался грозы, посмотри как у него открыты глаза и ротик” и т.д. Можно также вспомнить истории про то, когда у вас случалось подобное и какие чувства возникали при этом, или же случаи, когда схожие эмоции были у ребенка3.

Также пригодятся различные карточки с изображением разнообразных эмоций и состояний. Например, карточки из наборов Домана “Эмоции”. Они будут наиболее эффективны только в непосредственном взаимодействии родителей и ребенка. Прежде чем приступать к игре, следует поговорить с ребенком про то, что такое эмоции и чувства, почему они возникают и как проявляются. Также следует обсудить, что могло их вызвать, поговорить про то, что нужно сделать, когда мы видим, например, что кто-то плачет или грустит. Озвучивая разные эмоции, следует использовать различные синонимы – это будет способствовать развитию речи ребенка, а также развивать эмоциональный словарь малыша.

Еще одним полезным инструментом для развития эмоциональной сферы ребенка могут стать различные игры. Они дадут возможность не только познакомить ребенка с различными эмоциями, но и потренироваться в том, чтобы изображать и определять эмоциональные состояния. Такие игры, при условии вовлеченности всех членов семьи, также будут способствовать повышению позитивной и благоприятной атмосферы в семье. Ниже представлены описания данных игр:

1) «Кривлялки» (для игры понадобится зеркало, карточки или изображения различных эмоций).

Необходимо попробовать около зеркала с ребенком воспроизвести изображенные эмоции. Нужно акцентировать внимание на том, как меняется положение бровей, уголков губ, выражение глаз и т.д. Детям очень нравится играть в мимические игры: кривляние не только развивает навык распознавания эмоций, но еще и способствует снижению эмоционального напряжения у детей.

2) «Угадай эмоцию» (для игры понадобятся карточки или изображения различных эмоций).

Необходимо положить карточки-эмоции в центре стола. Каждый участник достает карточку и мимикой и жестами показывает изображенную эмоцию другим игрокам. Выигрывает тот, кто сможет угадать как можно больше пантомим.

Такая игра поможет ребенку научиться различать мимические различия, которые мы выражаем своим лицом и телом, пребывая в разных настроениях и состояниях. Этот навык станет полезным ребенку и во взрослой жизни, ведь умение верно определять эмоциональное состояние собеседника – очень ценно для успешных взаимоотношений и переговоров.

3) Игровые карточки типа “Приятные/неприятные эмоции” могут дать толчок к разговору о том, что эмоции существуют разные, но все они имеют право на существование. Неприятные эмоции (грусть, обида и т.д.) не следует прятать и пугаться их. Но следует подчеркнуть, что у каждой эмоции есть причина, поэтому следует понять что ее вызвало.

4) «Дневник эмоций». Карточки-эмоции также можно использовать для ведения дневника эмоций. Такая практика поможет ребенку отслеживать свои эмоциональные состояния и научит лучше понимать свои настроения, а также будет способствовать развитию эмоциональной саморегуляции. Наблюдение за собственными эмоциями научит ребенка анализировать ситуации, которые их вызывают, что, в свою очередь, развивает способность к рефлексии. В то же время, такой анализ поможет ребенку понять, что эмоции и настроения быстро меняются, и это будет способствовать развитию навыков самоуспокоения.

 

Литература:

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Издательство «Просвещение», 1968. 385 с.

Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ № 7 .2002. С. 54-65. 

Гоулман Д. С чего начинается лидер. М.: Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2006. 345с.

Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.: Издательство «Аст-Пресс», 1999. 167с.

Карпова С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольника. М.: Издательство МГУ, 1986. 144 с.