Елисеева М.А. – практический психолог

Основная цель Международного бакалавриата — это воспитание любознательной, эрудированной и неравнодушной молодежи, которая внесет свой вклад в совершенствование и безопасность мира путем проявления межкультурного понимания и уважения.

В рамках этой цели данная организация, вместе со школами, правительственными и международными организациями, разрабатывает программы международного образования повышенной сложности и процедуру строгого оценивания полученных знаний.

Эти программы мотивируют учащихся всего мира стать более активными, сострадательными, готовыми повышать уровень образования в течение всей жизни, и признавать правоту других людей, даже если у них разные мировоззрения.

 

Профиль студента международного бакалавриата

Целью всех программ Международного бакалавриата является развитие широко мыслящих людей, которые признавая их общую человечность и разделенную ответственность за планету, помогают создавать лучший и безопасный мир.

Студенты, обучающиеся по программам Международного бакалавриата стремятся быть:

» Исследователями (Inquirers) – они получают навыки и умения, необходимые для ведения целенаправленного, творческого исследования, развивают свою природную любознательность, поддерживают свое стремление к учению на протяжении всей жизни, умеют учиться как самостоятельно, так и в коллективе.

» Знающими (Knowledgeable) –  они учатся концептуальному осмыслению знания в различных предметных областях и умеют размышлять над проблемами, имеющими как локальное, так и глобальное значение. 

» Мыслящими (Thinkers) – они применяют навыки критического и творческого мышления для анализа информации и решения сложных задач, проявляют инициативу в принятии взвешенных, этически корректных решений.

» Умеющими общаться (Communicators) – они уверенно владеют навыком самовыражения в различных формах, свободно общаются на более чем одном языке, эффективно взаимодействуют с окружающими, уважительно относятся к воззрениям других людей и сообществ.

» Принципиальными (Principled) – они действуют последовательно и честно, строго придерживаются принципа справедливости, относятся с уважением к достоинству и правам других людей в любых обстоятельствах, несут ответственность за свои действия и их последствия.

 » Широко мыслящими (Open-minded) – они уважают свою культуру и историю, при этом способны оценивать ее критически, уважают ценности и традиции других людей и культур, активно знакомятся с многообразием точек зрения и развивают собственное мировоззрение на основе их анализа.

» Заботливыми (Caring) – они проявляют сочувствие и уважение по отношению к другим людям, готовы оказывать помощь и служить обществу, стремятся изменить к лучшему собственную жизнь и окружающий мир.

» Способными на риск (Risk-Takers) – при встрече с неопределенностью они действуют обдуманно и решительно, исследуют новые идеи и инновационные подходы, работая как независимо, так и в команде, проявляют находчивость и стойкость при возникновении трудностей и перемен.

» Гармонично развитыми (Balanced) – они осознают важность гармоничного сочетания различных аспектов нашей жизни – интеллектуального, физического и эмоционального – для достижения личного благополучия и социального согласия, понимают взаимозависимость между собой, другими людьми и окружающим миром.

» Рефлексирующими (Reflective) – они вдумчиво оценивают окружающий мир, собственный опыт и мировоззрение, стремятся выявить свои сильные и слабые стороны с целью личностного роста и усовершенствования процесса обучения.

Программы Международного Бакалавриата празработаны для обучения детей с 3 до 19 лет. Все программы Международного бакалавриата обладают четко выстроенной  преемственностью. Программы IB предлагают образовательные программы и курсы, которые являются разносторонними и сбалансированными. В Программах начальных лет обучения PYP (3-11 лет) и средних лет обучения MYP (11-16 лет) студенты вовлечены в конкретную совокупность ключевых и сопутствующих концепций. Каждый курс Дипломной программы DP (16-19 лет) обладает предписанными (обязательными) учебными программами, которые определяют то, как студенты должны развивать свое понимание концепций.  Со временем студенты приобретают опыт познания, поскольку в школах должны быть созданы исключительные возможности, направленные на предоставление им новых идей и вовлечение их в обучение.

В программах Международного Бакалавриата ценность образования определяется формированием личного понимания ученика и работой над совместным конструктивным осмыслением вопроса, нежели механическим переносом знаний и запоминанием фактов. Следовательно, в программах IB, концептуальное понимание является важной и устойчивой целью процесса обучения и учения.

Программа начальных лет обучения внедрена в практику Международного бакалавриата в 1997 году. Обучение по этой программе осуществляется через развитие исследовательской деятельности студентов.

В рамках данной программы студенты изучают 6 предметных областей:

1) язык

2) науки об обществе

3) математика

4) искусство

5) естественные науки

6) физическое, социальное и личностное развитие

Вся исследовательская деятельность в программе начальных лет обучения направлена на изучение мира и явлений через рассмотрение их в контексте шести трансдисциплинарных тем. В течение учебного года в начальной школе исследовательской деятельностью должны быть охвачены все 6 трансдисциплинарных тем, а у дошкольников - 4. Трансдисциплинарные темы имеют достаточно широкое значение, которое позволяет рассматривать изучаемые явления под разными углами зрения:

1) Кто мы?

2) Где мы по месту и времени?

3) как мы выражаем себя?

4) Как работает мир?

5) Как мы организуем себя?

6) Планета – наш общий дом.

  • На всем протяжении своей учебы в рамках программы начальных лет обучения студенты приобретают, развивают и применяют определенные трансдисциплинарные умения:
  • социальные,
  • коммуникативные,
  • мыслительные,
  • исследовательские,
  • навыки самоорганизации.

Эти умения развиваются и применяются не только в рамках исследовательских модулей̆, но также и во время всего процесса обучения, который̆ может осуществляться как в классе, так и в реальной жизни студента за пределами школы.

Программа основной средней школы внедрена в практику Международного бакалавриата в 1994 году.

Обучение по этой программе охватывает изучение предметов их 8 предметных областей:

1) иностранный язык

2) родной язык и литература

3) человек и общество

4) математика

5) дизайн

6) искусство

7) естественные науки

8) физкультура и здоровье

Также как и в программе начальных лет обучения, исследовательская деятельность в программе средних лет обучения направлена на изучение мира и явлений через рассмотрение их через шесть глобальных контекстов, которые являются продолжением трансдисциплинарных тем.  Все глобальные контексты должны быть рассмотрены и изучены в каждой предметной области течение 5 лет обучения по программе MYP:

  • Личность и взаимоотношения
  • Ориентация во времени и пространстве
  • Личное и культурное выражение
  • Научные и технические инновации
  • Глобализация и стабильность
  • Объективность и развитие

 В свою очередь трансдисциплинарные умения, которые развивались в программе PYP, переходят в 5 групп подходов к учению (Approaches to Learning):

 Категория навыков AТL  Кластеры навыков ATL

Communication

КОММУНИКАЦИЯ


I. Communication


I. Коммуникативные умения

Social

СОЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

II. Collaboration

II. Навыки совместной деятельности


Self-management

САМООРГАНИЗАЦИЯ


III. Organization

III. Организационные навыки


IV. Affective

IV. Эмоциональные навыки


V. Reflection

V. Рефлексия

 

Research

ИССЛЕДОВАТЕЛСЬКИЕ НАВЫКИ


VI. Information literacy

VI. Информационная грамотность


VII. Media literacy

VII. навыки медиа грамотности

 

Thinking

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ


VIII. Critical thinking

VIII. Навыки критического мышления


IX. Creative thinking

IX. Навыки творческого мышления


X. Transfer

X. Трансдисциплинарные умения


Дипломная программа Международного бакалавриата была основана в 1968 году - это первая внедренная в работу программа Международного бакалавриата. Процесс становления этой программы в том виде, в котором она существует в настоящее время занял некоторое время:

  • Разработка философии, структуры, содержание и педагогики Дипломной̆ программы IB - 1962г.
  • Внедрение предмета «Теория познания» (TOK) - 1967г.
  • Внедрение компонента «Творчество, деятельность, общество» (CAS) 1968г.
  • Внедрение развернутого эссе – 1974г.

В Дипломной программе студены изучают 6 предметов из 6 предметных областей, часть предметов изучается на продвинутом (высоком) уровне, часть – на стандартном уровне. Обязательным к изучению в Дипломной программе является курс «Теории познания», основной задачей которого является развитие навыков критического мышления. Также в течение двух лет обучения в Дипломной программе студенты обязаны реализовать проект в рамках компонента «Творчество, деятельность, общество».  Основной работой в Дипломной программе является развернутое эссе, которое представляет собой итоговый продукт персонального исследования по одному из предметов. Именно развернутое эссе позволяет оценить развитие интеллектуальных навыков, творческого мышления студента, а также его способность выражать и формулировать мысли в письменной форме.

Профессионально-ориентированная программа внедрена в практику Международного бакалавриата в 2012 году. Так в 2000-х годах - организация Международного бакалавриата приходит к выводу о необходимости разработки профессионально- ориентированного подхода к обучению, что является результатом глобальных тенденций и попыток объединить академическое образование и профессионально-ориентированные предметы.

Разработка Профессионально-ориентированной̆ программы Международного бакалавриата, предназначенной для поддержки местного профессионального образования и преподавания профессионально-ориентированных предметов, позволила расширить доступ студентов к образованию по системе Международного бакалавриата. В 2010 году организация Международного бакалавриата проводит пилотный̆ запуск Профессионально-ориентированной̆программы в школах по всему миру.  Данная программа интегрирует концепцию обучения и образовательные принципы в уникальную программу, специально разработанную для учащихся, желающих подготовиться к профессиональной̆ деятельности.

Гибкая структура программы позволяет школам удовлетворять образовательные потребности учащихся, учитывая при этом предыдущий уровень их образования и общий контекст. Следует отметить, что каждая школа создает свой собственный вариант профессионально-ориентированной̆программы.

Список литературы:

1) Making the PYP happen: A curriculum framework for international primary education. International Baccalaureate Organization 2007, 2009

2) Middle Years Programme: From principles into practice. International Baccalaureate Organization 2014

3) Diploma Programme: From principles into practice. International Baccalaureate Organization 2015

4) Extended essay. Guide.  International Baccalaureate Organization 2017