Шишкова С.Ю. - кандидат психологических наук, нейропсихолог

В современном обществе сложилось неоднозначное отношение к услугам психолога, к направлениям в психологии.  Зачем нормальному человеку нужен психолог? Что может он предложить? Что такое арт-терапия и когда она используется?

Работа психолога заключается не только в  оказании интеллектуальных услуг, но и в развитии творчекого потенциала. Может показаться, что это нечто неосязаемое, не совсем понятное. Многие люди ждут от психолога совета, как поступить в сложившейся ситуации. Но психологи не дают советов! Совет Вы можете получить от авторитетного для Вас человека. Кто-то обращается с просьбой научить жить правильно. Но учат нас педагоги. Иные ищут эмоциональной поддержки. Но за этим можно обратиться и к другу.

Не стоит ждать от психолога готовых решений или оправданий Вашим действиям. Роль психолога заключается в том, чтобы помочь человеку понять себя, взглянуть на себя со стороны, адаптироваться к окружающей действительности, расширить свои взгляды о ней, получить возможность выбора, повысить эффективность во всех сферах своей жизни и продуктивность своей деятельности.

Ведь самое ценное, что есть у человека, это его жизнь. Психолог помогает улучшить её качество. У каждого психолога есть свой набор «инструментов». В настоящее время существует большое количество направлений в психотерапии, многие из которых являются классическими.

Можно разделить техники на «вербальные» — это НЛП, гипноз, экзистенциальная терапия, когнитивная психотерапия. И «невербальные» — арттерапия, телесно-ориентированная, символдрама и др.

Но не многие знают о таком направлении, как фототерапия. Фотография используется в контексте арт-терапии и является особым инструментом в работе психолога. Применение снимков, при правильной постановке вопросов, даёт возможность разрешить возникшие сложности, а также способствует развитию и гармонизации личности.

С помощью психолога клиенты изучают, какое значение имеют для них личные снимки, какие чувства и эмоции возникают при их рассматривании. Джуди Вайзер (арт-терапевт, психолог, психотерапевт, одна из основоположниц фототерапии) выделяет пять методов фототерапии, и они часто используются в различных комбинациях друг с другом и с другими арт-терапевтическими и художественными техниками.

1. Фотографии, найденные или созданные клиентом. Психолог не просто изучает факты по снимкам клиента, но выявляет более общие закономерности в повторении тем, а также другой информации, о которой клиент мог не догадываться.
2. Фотопортреты, снятые другими людьми, позволяют клиентам увидеть себя со стороны. Люди редко задумываются о том, как они бессознательно транслируют информацию о себе другим, наблюдающим за ними. Люди часто удивляются, видя себя на фотографиях совсем другими – не такими, какими они себя представляли. Полезным может быть сравнение постановочных и репортажных снимков, а также фотопортретов, сделанных разными фотографами, что позволяет увидеть, насколько отличаются их изображения.
3. Автопортреты клиентов – фотоснимки, сделанные без вмешательства посторонних – позволяют им изучать себя, когда никто другой не наблюдает за ними, не судит о результатах и не пытается контролировать процесс.
4. Семейный альбом — упорядоченная совокупность снимков. Изучение «истории семьи» позволяет взглянуть на семейные отношения с иной точки зрения, в соответствии с восприятием реальности самим клиентом.
5. Фотопроекции. Взгляд человека на любую фотографию порождает мысли и чувства, проецируемые его внутренним восприятием реальности. Следовательно, «подлинный» смысл фотографии содержится не в самой фотографии, но во взаимодействии между снимком и зрителем, в процессе которого каждый формирует свое собственное, уникальное представление об увиденном.

Существуют другие классификации техник фототерапии (фото-арт-терапии), предложенные как зарубежными, так и отечественными психологами. Наиболее эффективными являются фотографии, сделанные в процессе консультирования.

Работа начинается со знакомства психолога с клиентом. Обсуждается проблемная ситуация. В ходе беседы формируется запрос, над которым будет проводиться работа. Обозначается желаемый результат.

Следующий этап работы включает в себя коррекционную беседу или выполнение клиентом специальных заданий. Именно здесь начинается процесс съёмки. Психолог обеспечивает доверительную атмосферу. Только в таких условиях человек перестаёт позировать, привыкает к камере и ведёт себя совершенно естественно. Это даёт возможность выявить индивидуальность фотографируемого.

Последующий анализ снимков и вызванных ими эмоций, даёт ключ к пониманию и решению жизненной ситуации.

Случай из практики. Работа проводилась с ребёнком 9-ти лет. Мальчик, будучи гиперактивным, рассеянным, невнимательным, агрессивным, воспринимает своё поведение как норму. Раздражается и обижается на предъявляемые со стороны родителей и учителя претензии. Узнав, что на занятии его будут фотографировать, включился в работу с интересом и азартом. Далее ему были предъявлены снимки, на которых он сосредоточен, внимателен, ответственно выполняет задание и снимки, где он отказывается что-либо делать. Мы вместе рассмотрели все фотографии, обсудили, чем они отличаются, какие вызывают чувства.

Терапевтический эффект оказался значительным. Ребёнок удалил «плохие» фотографии со словами: «Я не хочу быть таким!» Мальчик взял на себя ответственность, за то каким ему быть. Попытался контролировать себя самостоятельно. Это был важный шаг в коррекции поведения ребёнка.

Каждому человеку, и ребенку, и взрослому, очень важно увидеть себя со стороны, увидеть свое многогранье. Только видя свои сильные стороны, человек может гордится и уважать себя, а осознавая слабые черты, ему становится доступна их коррекция.

Литература:
Фототерапия: использование фотографии в психологической практике
// Под ред. Копытина А.И. — М.: Когито-Центр, 2006. Weiser J. (1993) Phototherapeutic techniques: exploring the secrets of personal snapshots and family albums. San Francisco: Jossey-Bass.