Курахмедова Паризот Тохировна – член ассоциации психологов Узбекистана, член АППК, практический психолог, сексолог, супервизор.

Изучая историю супервизии, все больше убеждаюсь в том, что, профессиональное становление психолога и психотерапевта невозможно без наставника.



Уже в начале 20 века З. Фрейд организовывая встречи в учениками и коллегами, осознавал важность отслеживания процессов переноса и контрпереноса психотерапевта, базируясь на свои педагогические взгляды. Беседы и встречи Фрейда безусловно можно назвать началом групповых супервизий, где он призывал своих учеников заниматься самоанализом, в чем подтверждаются его переписки с К.Г Юнгом. Нельзя не согласиться с мнением Кохута ( 1971г) о том что важность и харизматичность как супервизора ,  Фрейда,  имело активную роль в профессиональном  становление терапевта, и возможно как отмечали Берн ( 1999г) и Мак Кинни , могли препятствовать росту супервизора, так как слишком сильно влияло мнение и авторитетность Фрейда, возможно где то и субъективное его мнение . Я предполагаю что,  именно поэтому Юнг предложил (1918г) чтобы психоаналитики и терапевты подвергались личностному анализу,  так как можно проследить тот факт что, при встречах Фрейда с учениками, больше опирается на его опыт и его видение, и в большинстве случаем такие встречи несли терапевтический характер, и в них было мало обучающего аспекта, что по сути является актуальным и по сей день.

Супервизия по моему мнению все же больше должна опираться на обучающий элемент, где безоценочный взгляд супервизора, дает понимания всего процесса консультирования с отслеживанием своих чувств, действий самим супервизируемым ,  а задача супервизора направить правильно супервизируемого , как и почему, так происходит, для того чтоб супервизируемый четко понимал и мог сформулировать свои затруднения, а для  этого необходимо специальное обучение, как считает Гесс.

Отмечается изменения отношения к супервизии  за последние 75 лет, и как считают Дж. Винер, Р. Майзен, Дж. Дакхэм это связано с накоплением знаний особенно в теме переноса и контрпереноса, что привело к более рациональному подходу – к совместному поиску правильных решений. Где супервизор и супервизируемый более или менее могут объективно подходить к процессу супервизии.

Если говорить и становлении супервизии в России, то на это всегда уделялось большое внимание, так как, качественная подготовка психотерапевтов и клинических психологов является важным элементов профессионализации в данной сфере.

Важно отметить что качественное повышение своего профессионального уровня и обязательством  супервизировать свою работу в России контролируется законом и регламентируется приказами: приказ Минздравмедпрома РФ от 4.09.1995 г № 255 « Об аттестации на квалификационные категории психологов работающих в учреждениях здравоохранения РФ», приказ от Минздравмедпрома РФ от 30.10.1995 г « 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи», приказ Минздравмедпрома РФ от 26.11.1996 г № 391 « О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь»

Учитывая то что в 1990 годы в России увеличился рост частных психотерапевтических практик, возникла и потребность в обеспечении качественного супервизионного сопровождения и это послужило тому что стали разрабатываться универсальные форма супервизии, ориентированные на полимодальность, клиенториентированность, результатоориентированность.  На ряду с этим стали вырабатываться правила ведения группы, где каждый специалист психотерапевт может быть ведущим в соответствии с очередностью и демократическим выбором группы. Тем самым можно сказать что супервизия постепенно развивалась, и сформировалась определённая репутация профессионального пространства, где можно получать эффективную помощь.

Так же хотелось бы отметить, что осознование каждого кто вступает в сферу  практической психологии и психотерапии, понимал что супервизия необходима для личного профессионального роста, так как именно супервизия дает экологичное выстраивание границ с клиентом, отслеживать свои действия, чувства, переносы и контрпереносы. В нашей стране, в Узбекистане, наблюдается увеличение частных практик, практических психологов стало много, но не каждый дает себе отчет в необходимости повышения квалификации путем супервизирования, что является, по моему мнению грубым нарушением этических норм профессионального психотерапевтического сообщества. На сегодняшний день пропаганда и настаивание обязательного супервизирования является моей личной инициативой , на что и ориентировано мое обучение на супервизора.

Повышение квалификации и прохождение супервизии должно быть обязательным, прежде чем психотерапевт вступает на путь практического консультанта, только пройдя супервизию будущий психолог консультант сможет понимать процессы взаимодействия в рамках» психотерапевт- консультант- клиент» и отслеживать свои ошибки, и не бояться признавать их и главное работать над ошибками, с помощью супервизора и наставника. 

Думаю главной проблемой является то что супервизию считают неким судом своего профессионализма, боязни неодобрения, и оценивания, и наша задача супервизиров донести и создать то самое профессиональное общество где главным аргументом будет то что это прежде всего взаимопомощь, обучение, и перспектива роста как профессионала своего дела.

Литература:

  1. Булюбаш  И.Д « Основы супервизии в гештальт терапии» . Изд-во Института Психотерапии 2003г
  2. Джекобс Д. Супервизорство: Техника и  методы корректирующих консультация. Учеб.пособие для доп.образования. СПб Б.С.К  1997 г
  3. Кулаков С.А . Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии.  СПб .:  Издат-во Речь 2002г