Методика «Career Up: 8 шагов совершенствования карьеры»

Хромушина Екатерина Акимовна

Член АППК, директор по персоналу, бизнес-консультант.

Профессиональный коуч (ICU)

Профессиональный сертифицированный тьютор развития эмоционального интеллекта (EACEIP)

Член Европейской ассоциации культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов (EACEIP)

Член НП Эксперты рынка труда

 

Методика карьерного консультирования инструментами коучинга и эмоционального интеллекта «Career Up: 8 шагов совершенствования карьеры»

Методика направлена на поиск, проработку и определение возможных направлений карьерного развития и реализации для специалистов, имеющих профессиональный опыт в крупных международных и российских организациях различных сферах бизнеса. В рамках сопровождения клиента по данной методике используются различные инструменты коучинга и упражнения на развитие эмоционального интеллекта. В основе методики лежит принцип развития «сильных сторон» клиента и фокус на раскрытие его потенциала. Результатом взаимодействия с клиентом по данной методике является повышение осознанности клиента в направление собственных профессиональных компетенций и определения путей дальнейшего развития (в т.ч. поиск новой работы или карьерная реализация в рамках своей компании). В методику включены блоки, направленные на поиск и тренировку индивидуальных инструментов управления мотивацией и стрессом, а также блоки, посвященный знакомству с основными принципами функционирования рынка труда, целями и задачами функции управления персоналом в крупных организациях, методологией построения и развития карьеры. В практических упражнениях делается упор на конкретные шаги, которые могут помочь войти в кадровый резерв компании или повысить свою ценность как внешнего кандидата при конкурсном отборе. В ходе взаимодействия клиент получает инструменты, которые могут использоваться им самостоятельно после завершения цикла сессий на дальнейших этапах карьерного пути. Сессии по данной методике проводятся как на русском, так и на английском языках. Название на английском языке: “Career Up: 8 steps To Upgrade Your Talent”. Сессии проводятся как очно, так и дистанционно (skype).

Целевая аудитория

Профессионалы с опытом работы от 3 до 7 лет, примерный возраст от 30-40 лет

Запросы на карьерное консультирование

Поиск и проработка возможных направлений карьерного развития и реализации, эмоциональное выгорание, связанное с потерей интереса к профессиональной деятельности, в которой накоплен определенный опыт работы, вынужденная смена работы, поиск нового места работы, и определение новой профессиональной роли, исследования своего предназначения в карьере, поиск и реализация возможностей продвижения на новую должность более высокого уровня и т.д.

Формат

8 обязательных сессий длительностью 1 час с периодичностью раз в неделю/10 дней, подготовка и проверка домашних заданий между сессиями, обязательное сопровождение 1 раз в месяц после основных сессий. Каждая сессия посвящена определенной теме, последовательность тем направлена на постепенное развитие компетенций клиента от простого к сложному с обязательной практической отработкой и закреплением изученного материала как в процессе сессий, так и вне их. В качестве иллюстраций используется стимульный материал и видео отрывки.

  1. Какие коуч-технологии применяются в данной методике

Последовательность сессий:

Шаг 1. Проработка запроса: упражнение «Колесо жизненного баланса», модель «GROW», метод «Структурированного решения проблем», квадрат эмоций Д. Карузо, техника принятия решений «Квадрат Декарта», упражнение «Эмоциональный термометр».

Шаг 2. Проектирование будущего: изучение футуристических прогнозов, мозговой штурм «Карьерные векторы», изучение рынка труда и компаний, их особенностей их корпоративной культуры, формулирование целей по формуле «SMART», подготовка презентации по анализу рынка труда, перспективным компаниям и отраслям в Power Point, выступление и ответы на вопросы.

Шаг 3. Управление ресурсами: индивидуальный «SWOT анализ», матрица Эйзенхауэра» для управления временем, метод «принцип Парето», практика методов личной эффективности (метод «Съесть 1-й лягушку” и т.п.). Изучение и анализ текущего уровня компетенций и сопоставление с новыми требуемыми компетенциями, составление «GAP-анализа» для определения способов и  решений в обучении и повышении квалификации для преодоления существенных разрывов между текущими и будущими компетенциями, выбор необходимых источников и провайдеров, определение форматов и сроков обучения и составление личного расписания для самообразования.

Шаг 4. Устранение барьеров: знакомство с моделью «Пирамида нейрологических уровней» Р. Дилтса для работы с ограничивающими убеждениями и трансформацией их в поддерживающие убеждения, метод «Нейрографика», упражнение «Рефрейминг» знакомство с преимуществами и практикой медитации.

Шаг 5. Источники энергии: упражнение “Доска почета”, выбор «ролевых моделей» в профессиональной деятельности (анализ видео выступлений, изучение литературы, обоснование выбора и определение критериев успешности), подготовка презентации в Power Point и выступление, ответы на вопросы.

Шаг 6. Определение точек роста в области профессиональных и личных связей и системы контактов – упражнение в формате «Mindmapping» для отображения связей нетворкинга, упражнение «Группа поддержки», подготовка плана публичных выступлений, выбор темы “экспертности”, выбор площадок для выступления (очных и дистанционных), анализ результатов, определение текущей и будущей стратегии повышения “личного бренда”.

Шаг 7. Составление плана карьерной реализации, практика подготовки резюме, подготовка и моделирование собеседования (структурированное интервью, определение кластеров для отображения карьерного пути, приоритезация достижений в зависимости от будущей должности, компании, проекта, проработка «трудных» вопросов и рекрутеров), знакомство и практика работы с эмоциональным фоном - техники  саморегуляции, управление эмоциями других.

Шаг 8. Реализация – сопровождение первых шагов, мониторинг прогресса, оценка результатов.

Данная структура сессий является предварительной и корректируется в зависимости от индивидуальный возможностей, уровня подготовки и мотивации клиента. Изучение методов и моделей происходит во время сессии в режиме коучингового диалога – открытые вопросы, прояснение реальности, присоединение, предоставление обратной связи, подведение итогов сессии. Данная методика может дополняться в зависимости от уровня клиента и его запроса, в частности, для руководителей вводятся отдельные блоки по управлению подчиненными и стратегическим инструментам управления.

  1. В чем заключается оригинальность, авторская разработка предложенной методики

Оригинальность методики заключается в том, что карьерное консультирование и сопровождение осуществляется по трем направлениям: актуализация индивидуальных компетенций и точек роста клиента, изучение вызовов и требований современной бизнес-среды, выстраивание индивидуальной траектории развития карьеры c учетом специфики клиента и интеграции его в современную меняющуюся модель развития и управления системой талантов в глобальных компаниях с матричной  и географически распределенной организационной структурой. В данной методике обобщен двадцатилетний практический опыт автора в области управления персоналом и организационной эффективности и консалтинга, огромного количества собеседований, построения систем мотивации, бизнес-коучинга, оценки персонала, наблюдение того, как развивается карьера у специалистов в различных отраслях, какие ошибки чаще всего совершаются и выводы о том, что помогает расти и добиваться индивидуальных и профессиональных целей, т.е. что является ключевыми факторами успеха в карьерной реализации. В ходе сессий клиент знакомится с современными исследованиям, посвященным необходимым навыкам и компетенциям, которые будут востребованы в ближайшие 5-10 лет, аналитическими обзорами консалтинговых компаний в области управления персоналом, а также компаний из «Большой четверки», посвященным основным трендам в развитии бизнеса, «Индустрии 4.0» и ключевым инициативам в современном мире глобальных компаний.  Эта информация служит для расширения кругозора клиента и совершенствования навыка “вида с вертолета”, т.е. умения охватывать большую картину мира и использования стратегического видения при планировании карьерной стратегии. Методика является целостным инструментом, который позволяет клиенту за сравнительно короткий период времени проработать и попрактиковать большое количество инструментов повышения личной эффективности в реальном времени, применить их к текущим целям и задачам, отследить прогресс, получить конструктивную обратную связь и зафиксировать выводы и инсайты относительно вариантов и сценариев карьерного продвижения в различных форматах.

  1. Какие компетенции развивает данная методика

Данная методика развивает компетенции самокоучинга, самоанализа, саморегуляции и эмоционального интеллекта, креативности, коммуникации, презентации, анализа данных, адаптации к изменениям, практики празднования своих достижений, развивает знания и умения по составлению индивидуального плана развития и построения краткосрочного и долгосрочного карьерного пути.  Данная методика помогает эволюционно разрушать внутренние барьеры, которые останавливают рост, и усиливать сильные стороны. Методика направлена на изменения подхода в процессе карьерной реализации с пассивного (отклики на «неинтересные» предложения о работе из-за страха оказаться невостребованным  или нахождение в одной должности в течение многих лет на одном и том же месте работы),  на проактивный – клиент формирует новое видение своей карьеры как проект на всю жизнь, ответственность за который лежит на нем самом. Выбор профессионального пути является одним из важнейших решений в жизни человека. А его успешность - результатом осознанной позиции и поведения. Карьера строится в соответствии с индивидуальными целями и установками человека, обеспечивая процесс получение материальных благ, профессиональной и личной реализации. Конкурентоспособность соискателя на рынке труда определяется следующими параметрами: «полезность» - соответствие актуальным потребностям организации, «уникальность» - наличие эксклюзивной ценности, обновляемый набор «гибких» и «жестких» навыков, «устойчивость» - востребованность в будущем. Анализ конкурентного потенциала строится исходя из текущей востребованности и формирования позиции в будущем с учетом структурных, технологических, информационных и юридических изменений на рынке труда и экономике. По этой модели и прорабатываются компетенции клиента в процессе сессий. Понимание модели корпоративной культуры сможет уберечь будущего соискателя от возможных разочарований, связанных с неприятием принципов внутренней организации компании. Одна из моделей, описывающих типы корпоративной культуры, была предложена голландским и британским учеными Фонсом Тромпенаарсом и Чарльзом Хэмпден-Тернером. Классификация опирается на несколько параметров: дистанция власти, степень формализации, ориентация на личность или на достижения. Типология связана с производимым компанией продуктом, особенностями технологии и моделью компетенций работников.  Они выделили четыре типа корпоративной культуры, получившие образные названия: «Семья», «Управляемая ракета», «Инкубатор» и «Эйфелева башня». Эти типы описывают модель управления и принятия решений в организации, а также стиль коммуникации. Для каждого типа корпоративной культуры характера своя рабочая среда и модели принятого поведения. Знание типа корпоративной культуры будущего работодателя является критичным для нового сотрудника, так как нормы и правила, принятые в одной компании, могут являться нарушением внутренних политик и процедур в другой. Рассмотрение особенностей корпоративных культур различных компаний помогает клиенту в дальнейшем ориентироваться самостоятельно на рынке труда и после окончания сессий при выборе работодателя. Вырабатывается умение находить «свою» компанию в зависимости от ее ценностей, миссии, видения, уверенно проходить собеседования при приеме на работу или оценке персонала в компании, быть готовым адекватно реагировать на изменения и получать пользу вне зависимости от реорганизаций и кризисов, через которые проходят все компании. В ходе системной работы клиент постепенно овладевает навыками поиска «работы мечты», осознавая себя конкурентоспособным специалистом в ситуации любой сложности и турбулентности. Через последовательное прояснения личных приоритетов и ценностных ориентиров в развитии клиент практикуется в умении гармонизировать профессиональную сторону своей жизни и достигать того, что является существенным для его самоидентификации и успеха.

  1. В какой сфере деятельности применяется методика, описание результатов применения данной методики

Данная методика применяется в формате индивидуальных коуч-сессий для клиентов, с профессиональным опытом от 3 до 7 лет, которые стремятся к построению карьеры в крупных международных и российских компаниях и обращаются за квалифицированным сопровождением специалиста на этом пути. Методика может быть использована как независимым карьерным консультантом, так и внутренним коучем организации. В основе методики лежит индивидуальный подход, при котором последовательность тем в сессиях адаптируется и видоизменяется под конкретные нужды, потребности и возможности каждого клиента. Для успешной реализации методики необходим широкий опыт консультанта в различных сферах бизнеса и HR сфере, мотивация клиента, направленная на построение карьерной стратегии и усилении необходимых для этого знаний и компетенций, в также готовность клиента к проработке собственного индивидуального опыта с целью выявления успешных паттернов поведения и мышления, а также барьеров на пути к достижениям. Коучинговый диалог необходимо строить в комфортном для клиента стиле, который позволит личностному потенциалу раскрыться, при этом необходимо соблюдать баланс поддержки и фрустрации для усиления процесса осознания и принятия ответственности – основных постулатов коучинга. Консультанту необходимо готовиться к каждой сессии по обозначенной теме, при этом в процессе сессий следует «идти за клиентом», слушая и отмечая важные маркеры в его беседе, уметь перестраиваться в ходе сессии и включать элементы импровизации, которые помогут добиться усиления мышления и повышения мотивации на достижение результатов и осуществления первых шагов на пути к желаемым изменениям. В зависимости от личности клиента необходимо адаптировать язык (чтобы не перегружать сессию научным языком и сложными терминами), при этом поддерживать интерес клиента через разные форматы взаимодействия (видео, диалог, письменные упражнения/написание эссе, рисунки, подготовка презентаций и исследований клиентом и др.). В качестве иллюстрации ниже пример одного из заданий, которое необходимо выполнить клиенту, у которого был запрос на поиск работы в области связей с общественностью (PR):

  • Подготовить список компаний, в которые клиент хочет трудоустроиться. Проранжировать по степени приоритетности/привлекательности
  • Обосновать по каким критериям был сделан выбор. Почему эти критерии значимы?
  • Найти профайлы Директоров по маркетингу/PR директоров, выбрать топ 5, обосновать свой выбор
  • Проанализировать их биографии:

Что общего, что отличает? Обосновать.

  • Проанализировать рынок труда и выбрать компании, где открыты позиции аналогичные рассматриваемым (можно пользоваться открытыми источниками, закрытыми, нетворкингом, др.)
  • Проанализировать способы и методы налаживания контактов с лицами, которые принимают решения/ ищут себе сотрудников в команду
  • Определить потребности компаний и топов в бизнесе и талантах
  • Подготовить информацию по исследованию в виде презентации в формате Power Point и прислать за 3 дня до сессии, быть готовым выступить на сессии с устным выступлением и ответить на вопросы.

Данная методика была использована в работе с более, чем с двадцатью клиентами в период с 2016 года по настоящее время. В процессе карьерного консультирования наблюдается трансформация клиентов от состояния потерянности, сниженного эмоционального фона, ощущения своей невостребованности к появлению энергии, энтузиазма, позитивному восприятию себя и действительности, умению видеть и использовать окружающие возможности. При грамотной подготовке и проведении сессий по данной методике повышается уверенность клиентов в себе, приходит осознанность, мир вокруг становится многограннее, а коллеги и окружение начинают меняться в ответ на собственные изменения. Клиенты делятся своими ощущениями после прохождения сессий и говорят о том, что многоплановость тем раскрывается только при глубоком анализе себя и окружающей действительности и активной работе как во время сессий, так и в ходе самостоятельной работы после. В результате консультирования затрачивается меньше психологических и физиологических усилий на управление собой, быстрее находятся ресурсы для решения тех или иных задач, уходит однозначность реакций в разных ситуациях. Начинают проявляться навыки гибкости в общении, появляется умение видеть разные оттенки эмоциональной сферы, что приводят к переосмыслению своего поведения и способов достижения результатов для повышения своей эффективности как в работе, так и в жизни.

Некоторые выдержки из отзывов клиентов:

Клиент 1: «…коучинг позволил распознать проблемы и правильно формулировать задачи, также дал инструменты для их решения. В дополнение, я стала лучше понимать свои поступки, научилась ставить приоритеты, чувствовать себя намного увереннее и перестала действовать необдуманно и импульсивно. Коуч умеет объяснить и донести проблему в доступной форме. И самое главное, все задания носят практический характер и результаты видны незамедлительно. И также вся работа помогает избавиться от "мусора" и использовать энергию для решения приоритетных задач…».

Клиент 2: «…После коуч-сессий изменилось отношение к себе и к тому, что делаю. Появились четкие цели и планы относительно того, как этих целей достичь. Коуч-сессия дала понимание, как решить мои вопросы наиболее эффективным образом. Те ситуации, которые мне казались раньше проблемой, перестали ею быть! Я начал действовать по-другому и теперь уже не в рамках устоявшихся шаблонов. Смог увидеть новые возможности в старых сложностях…».

Клиент 3: «…коуч помогла при помощи своей методики разобраться, что я хочу. Она вела со мной так разговор, что я хваталась за ее мысль, сама говорила, и в проговариваемом находила ответы на свои вопросы. Сначала мы разобрали, что я жду от работы. Какие важные моменты. Коллектив, материальная сторона, творческая составляющая и прочее. Поняли, что у меня в приоритетах. Эта беседа помогла понять, что поиск работы должен быть в области телевидения. Определились. Второй момент состоял подготовиться к поиску работы именно на телевидении. Коуч помогла мне составить правильное резюме. Подготовила к собеседованию. После двух встреч чувствовала необычайный прилив сил и уверенности, что все получится. …Пригласили на один телеканал. И с первого раза я прошла собеседование и устроилась на работу. Я не ожидала, что с первого раза у меня получится. Я морально приготовилась к долгому поиску. Ведь опыт работы был небольшой. Но чудо! С первого раза все сложилось…».

Клиент 4: «…исходя из моих потребностей, а также в целях минимизации моих слабых сторон и внешних угроз, идентифицированных в результате проведенного SWOT-анализа, была составлена программа занятий и определен конкретный набор инструментов для ее реализации и достижения поставленных задач…. На первом этапе такими инструментами являются наиболее базовые упражнения, упражнения для развития эмоционального интеллекта первого уровня, направленные на получение навыков идентификации эмоций. На коуч-сессиях мы учились распознавать эмоции разных людей с помощью специальных карточек, начав с простых эмоций, постепенно переходя к более сложным и комплексным…. Помимо того, что коуч достаточно подробно рассказывает про методику выполнения каждого упражнения и отвечает на возникшие вопросы, она предлагает попробовать сделать вместе те упражнения, которые предлагаются в качестве домашнего задания, чтобы скорректировать неточности и повысить качество его самостоятельного выполнения вне коуч-сессии. У нас это успешно получалось, даже несмотря на объективные ограничения, связанные с проведением занятий по Skype…».

Список источников, на которые ссылается автор статьи:

  1. Учебные материалы сертификационного курса Международного союза коучей ICU «Professional Coach ICU», coachunion.ru.
  2. Учебные материалы сертификационных курса «Профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта», Международный центр «Креативные технологии консалтинга», mc-ktk.ru.
  3. Программа повышения квалификации «Глубинные техники управления эмоциями», Международный центр «Креативные технологии консалтинга», mc-ktk.ru.
  4. GAP-анализ или анализ разрывов — метод стратегического анализа, с помощью которого осуществляется поиск шагов для достижения заданной цели, Стэндфордская школа бизнеса.
  5. «4 типа корпоративной культуры», авторы: Фонс Тромпенаарс, Чарльз Хэмпден-Тернер.
  6. Нейрографика - авторская методика Павла Пискарева, творческий метод трансформации мира, neurograff.com.
  7. Mindmapping – метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы, «Интеллект карты», автор: Тони Бьюзен.