Барагин Я.С. - психолог

Аннотация:
Одно из более распространенных психических расстройств – это синдром дефицита внимания. Статья раскрывает этимологию его развития, варианты проявления в разных периодах жизни ребенка. Какое влияние СДВГ оказывает на родителей детей, имеющих вышеуказанный синдром. Возможные варианты терапии для всей семьи.

Ключевые слова: СДВГ; расстройство внимания; нервное расстройство; родители; семья; комплексный подход; ментальное здоровье.

One of the more common mental disorders is attention deficit disorder. The article reveals the etymology of its development, variants of manifestation in different periods of a child’s life. Long- and short-term complications caused by ADHD for the parents of аffected kids. Possible treatment options for the whole family.

Key words: ADHD; attention disorder; nervous breakdown; parents; family; comprehensive approach; mental health

 

В последнее время возросла осведомленность родителей в вопросах воспитания. Все больше родителей понимают, что успеваемость ребенка в школе может зависеть не только от того, на сколько он вкладывается в учебу, а что есть неврологические составляющие, которые могут являться серьезным препятствием для получения желаемого результата. [1] Озабоченные родители обращаются к специалистам и их ребенку ставится диагноз: синдром двигательной активности.

Что же это за синдром такой? И может ли он повлиять на то, что родитель будет менее доволен качеством своей жизни?

Для начала, давайте определим, что такое синдром двигательной активности (Attention Deficit/Hyperactivity Disorder). СДВГ (ADHD) - это расстройство нервного развития, основными характеристиками которого являются невнимательность, импульсивность и гиперактивность. [2] В некоторых странах количество, страдающих этим расстройством достигает 18%. [1] Фактически, оно становится одним из наиболее распространенных психических расстройств, а это означает, что возрастает количество родителей, воспитывающих ребенка с СДВГ.

Так что же такое «внимание», нарушением которого страдают дети с СДВГ?

Когнитивные психологи, врачи, исследователи мозга и исследователи в области образования занимаются этим вопросом. Нет единого определения внимания, принятого всеми. Мы можем рассматривать внимательность как способность человека сосредоточиться на наиболее желательном и наиболее подходящем стимуле в данный момент, чтобы выбрать его среди всех других стимулов, поступающих  через сенсорную систему. [1]

Saal, Quail и Burke предложили модель, которая различает четыре различные системы внимания [1]:

Постоянное внимание (Sustained attention) - способность человека сосредоточиться на однообразной задаче и поддерживать постоянный уровень производительности. Когда мы должны сосредоточиться на чем-то длительное время без ответной реакции другого объекта , здесь может проявиться нарушение этого вида внимания В повседневной жизни существует множество примеров ситуаций такого рода: разговор в котором принимают участие более двух человек  и нужно дождаться окончания речи говорящего; На трассе – когда нужно оставаться  бдительным во время движения по прямой и длинной дороге в ночное время и так далее.

Выборочное внимание (Selective attention)- способность фокусировать внимание на более важной информации, обычно слуховой или визуальной, при этом игнорируя такие раздражители, как шум. Нарушение этой системы вызывает ситуацию, в которой происходящее вокруг берет верх над первоначальными целями ребенка. Например, когда ребенок делает домашнее задание, а голоса маленьких братьев, играющих в соседней комнате, отвлекают его.

Ориентация внимания (Orienting of attention) - способность человека отключить внимание от одного раздражителя, переключить на новый раздражитель, а затем вернуться к первому раздражителю. Например, эта способность важна для переключения внимания от работы в тетради к обращающемуся к тебе родителю / брату и обратно; для игры с другом во дворе, сохраняя при этом расстояние от проезжей части.

Контроль внимания (Executive attention) — это система, цель которой управление остальными функциями внимания. Использование самоконтроля, ответственность за организацию, планирование и выполнение сложных операций, разрешение конфликтных ситуаций с использованием самоконтроля и контроля извне — это ее функции. Сбои в этой системе особенно влияют на способность управления вниманием. Например, вы можете увидеть это в семье, когда ребенок затрудняется продолжать выполнять свое задание, после того, когда один из братьев уже выполнил поставленную перед ним задачу и готов играть или смотреть телевизор.

Вы можете видеть, что для наилучшего выполнения жизненных задач, необходимо слаженное функционирование всех составляющих системы внимания.

Дефицит внимания может иметь три проявления [1]:

Первое проявление – проблема в первую очередь в недостатке внимания или невнимательность (СДВГ I, невнимательность). Человеку трудно сосредоточиться на чем-то одном и удерживать внимание в течение времени, когда приходиться прикладывать постоянные усилия для этого, а все посторонние звуки отвлекают его от задачи. Это будет проявляться в том, что такой ребенок будет часто терять вещи, переходить от одной деятельности к другой, не доведя первую до логического конца. Все это будет истощать эмоциональные силы ребенка и приводить его в растерянность.

Второе проявление – проблема в гиперактивности и импульсивности (СДВГ HI, импульсивная гиперактивность). Гиперактивность — это двигательная или вокальная активность, которая не соответствует уровню энергичности, ожидаемому от возраста или пола человека. Например, чрезмерная говорливость и подвижность 3-летнего ребенка соответствует его возрасту. Но когда 10-летний мальчик не может сидеть на одном месте, то такое поведение не соответственно его возрасту и беспокоит и его и окружающих. Поведение гиперактивного ребенка кажется бесцельным и излишне активным, иногда сопровождается постоянной речью.

Кроме того, ситуация осложняется импульсивностью – когда ребенок не может контролировать свои действия и реагирует без внутреннего самоконтроля. Например, импульсивный ребенок может начать отвечать еще до того, как будет задан вопрос, или до того, как вопрос будет озвучен до конца. Начнет выполнять задания прежде, чем услышит или прочтет инструкции.

Такой ребенок избегает ожидания в очереди, предпочитая получать немедленную, краткосрочную компенсацию вместо более крупного вознаграждения, которое можно получить за достижения, требующие длительного времени. Придерживаться рабочего плана, устанавливать цели, трудиться для их достижения – это слабые звенья в трудовом процессе у таких людей.  По этой причине взрослые, страдающие часто находят себя среди уволенных. Дети с этим нарушением часто выглядят как невоспитанные или страдающими поведенческими расстройствами и, по меньшей мере, не входят в список любимчиков. Зачастую их считают “наглыми", "ленивыми", "зависимыми".

Неосторожность и невнимание к важным деталям может представлять реальную опасность для детей, страдающих этим расстройством.

Третий тип представляет собой тип, который сочетает в себе все характеристики подтипов расстройства внимания – комбинированный СДВГ. Дети и взрослые испытывают проблемы со вниманием и имеют импульсивное поведение, им трудно концентрироваться длительное время, проявляется гиперактивность, им трудно регулировать свое поведение и адаптироваться к принятым социальным правилам.

В течение жизни расстройство может менять свое проявление. И ребенок / взрослый, который был невнимателен, становится импульсивным и наоборот.[3]

Проявление СДВГ в процессе развития личности

В первые годы своей жизни большинство детей подвижны, задают много вопросов и часто болтают без умолка. И это нормально. В то же время, дети, у которых в школьном возрасте был поставлен диагноз СДВГ, были отмечены неуклюжестью, чаще других получали травмы, достигали более слабых результатов в учебном процессе по сравнению с ровесниками [4]. И это может оказать отрицательное влияние на взрослых, которые работают с этим ребенком.

Большинство детей получают свой диагноз именно в школьном возрасте, т. к. проблемы со внимают мешают им качественно вливаться в учебный процесс. Большинство исследований этого расстройства основаны именно на этой возрастной категории.

И если в дошкольном возрасте чаще можно встретить вторую категорию – гиперактивность и импульсивность, то в школьном возрасте больше детей у которых проблемы с концентраций внимания. [5]

Расстройство сопровождает человека и во взрослом возрасте: если у 1.3% наблюдается значительное улучшение и проблема почти исчезает, то у остальных импульсивность сохраняется на протяжении всей жизни. Им тяжело владеть своими чувствами, стоять в очереди, дожидаться пока собеседник закончит говорить, сохранять межличностные связи, и они чаще чем другие нарушают закон.

Когда СДВГ начинает активно себя проявлять, начинают меняться отношения внутри семьи. Часто родители перестают справляться со своими обязанностями. У родителей повышается чувство неудовлетворенности собой. Горечь не исполнившихся надежд - мой ребенок не будет выдающимся адвокатом, у него одни тройки по русскому языку.

Душевное состояние родителей

Родительство – это работа, которая начинается с момента, когда мать узнает о беременности и продолжается до последнего родительского вздоха. Родительско-детские отношения всегда сложны. Взаимодействие родителей и детей — это взаимный процесс: родители влияют на своих детей, а поведение детей может влиять на то, как к ним относятся их родители [6]. Взаимодействие родителей и детей с поведенческими проблемами вызывает стресс и способствует развитию более серьезных поведенческих проблем у детей, таких как непослушание, ODD или агрессия [6].

Взаимодействия характеризуются негативным круговоротом: требование родителей к послушанию, отказ ребенка от выполнения, подчинение родителям или строгое воздействие на ребенка. Родители и дети подкрепляют отрицательное поведение друг друга: увеличивают вероятность и серьезность проблемного поведения ребенка и уменьшают родительский контроль над нарушенным поведением ребенка. Из-за многих противоречивых взаимодействий и родители, и дети могут злиться или испытывать отчаяние, воспринимая один другого как причину возникающих проблем, демонстрируя крайне негативное поведение или негативные эмоции и пытаясь контролировать друг друга [6].

Родители детей с СДВГ испытывают еще больший стресс, чем родители детей с другими нарушениями развития или соматическими расстройствами, такими как синдром Дауна, хрупкий Х, церебральный паралич или специфические расстройства обучения. [7]

Повышенный стресс влияет на качество жизни родителей детей с СДВГ. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила качество жизни как «восприятие человеком своего жизненного положения в контексте культуры и системы ценностей, в которых он живет, и в отношении целей, ожиданий, стандартов и проблем его самого» [8].

В последние годы индекс качества жизни стал центральным местом в определении политики здравоохранения. [8]

Из исследований можно видеть, что родители и их дети имеют сходные социальные потребности, и их взаимодействие является двусторонним. Например, предыдущие исследования показали, что качество родительских отношений, стресс в воспитании детей и социально-экономический статус были связаны с поведенческими проблемами их детей.[8] Напротив, психические проблемы детей могут также привести к сильному родительскому стрессу, проблемам в межличностных отношениях, неудовлетворенности работой и более частому употреблению алкоголя. Поведенческие проблемы детей, такие как СДВГ, могут быть весьма активными, негативно влияя на качество жизни их родителей, особенно их психологическое благополучие и личную самореализацию. [9]

 

Что же делать?

Семья – это единица, имеющая несколько составляющих. В первую очередь это родители, которые эту семью создали. Потом дети – как плод большинства семей. А также ближайшие родственники – бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры – ближайшее кровное окружение, часто имеющее непосредственное влияние на внутрисемейные отношения. [8]

Если в семье хотя бы один ее член имеет проблемы, то это так или иначе будет отражаться и на остальных. И, как показывают исследования, проблемы ребенка с СДВГ сказываются отрицательно и на его родителях. [6]

Часто все силы бросаются на то, чтобы помочь ребенку, забывая о том, что энергия родителя не бесконечна. И когда силы заканчиваются, и родитель чувствует себя опустошённым и истощенным, ситуация, обычно, только усугубляется. [6]

Один из способов решения проблемы – комплексный подход, включающий в себя психологическую поддержку для всех членов семьи. Изначально система была разработана мной для работы с семьями, имеющими детей с РАС. Т.к часть поведенческих проблем таких детей имеет большую схожесть с проблемами детей с СДВГ (из-за этого много лет считалось, что у детей с РАС не может быть СДВГ), система подходит и для работы с семьями, имеющими детей с СДВГ.

Комплексный подход имеет несколько основных составляющих, на основе которых выстраивается индивидуальная программа работы для каждой семьи. Уделяется внимание ребенку, прорабатываются его слабые стороны и укрепляются сильные. Так же уделяется большое внимание родителям, их чувствам по отношению к ребенку и к самим себе, что позволяет оказать благотворное влияние на семью в целом. Если в семье кроме ребенка с СДВГ есть еще дети, с ними также ведется работа. Подход помогает выстроить здоровые отношения между всеми членами семьи. Что, в свою очередь, помогает каждому в отдельности развиваться в полную силу.

Количество детей с СДВГ неуклонно растет. Что влияет на это, ответа пока нет. Но то, что растущее количество таких детей становится проблемой для системы образования – это однозначно. Как мы могли увидеть, родители таких тоже не остаются в стороне – у них более высокий уровень стресса, они более раздражительны. Как результат – это оказывает влияние не только на отдельного индивида, но и на все общество в целом.

Чем больше специалистов в области психологии, нейропсихологии и педагогики будут работать над решением этой проблемы, тем больше шансов помочь каждому, на кого так или иначе повлиял СДВГ.

 

Bibliography

  1. Heiman, T’. (2016) Attention Deficit / Hyperactivity Disorder. Raanana, The open University of Israel.
  2. American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5®). American Psychiatric Pub.
  3. Cherkasova, M., Sulla, E. M., Dalena, K. L., Pondé, M. P., & Hechtman, L. (2013). Developmental course of attention deficit hyperactivity disorder and its predictors. Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry22(1), 47.‏
  4. Cherkasova, M. V., Ponde, M. P., & Hechtman, L. (2012). Adolescent and adult outcome of attention deficit hyperactivity disorder: Presentation and predictors. Minerva Psichiatrica53(1), 11-27.‏
  5. Lahey, B. B., Pelham, W. E., Loney, J., Kipp, H., Ehrhardt, A., Lee, S. S., ... & Massetti, G. (2004). Three-year predictive validity of DSM-IV attention deficit hyperactivity disorder in children diagnosed at 4–6 years of age. American Journal of Psychiatry161(11), 2014-2020.‏
  6. Lee, P. C., Lin, K. C., Robson, D., Yang, H. J., Chen, V. C. H., & Niew, W. I. (2013). Parent–child interaction of mothers with depression and their children with ADHD. Research in developmental disabilities34(1), 656-668.‏
  7. Van Steijn, D. J., Oerlemans, A. M., Van Aken, M. A., Buitelaar, J. K., & Rommelse, N. N. (2014). The reciprocal relationship of ASD, ADHD, depressive symptoms and stress in parents of children with ASD and/or ADHD. Journal of autism and developmental disorders, 44(5), 1064-1076.‏
  8. Xiang, Y. T., Luk, E. S., & Lai, K. Y. (2009). Quality of life in parents of children with attention-deficit–hyperactivity disorder in Hong Kong. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry43(8), 731-738.
  9. Cappe, E., Bolduc, M., Rougé, M. C., Saiag, M. C., & Delorme, R. (2017). Quality of life, psychological characteristics, and adjustment in parents of children with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Quality of Life Research26(5), 1283-1294.

Автор: Барагин Яэль Сергеевна, Педагог-психолог, специалист по работе с детьми, имеющими трудности в обучении (дислексия, дисграфия, дискалькулия), терапист АВА.  Рош Аин, Израиль.  УДК 159.923.2