Сорокоумова Елена Александровна

Почетный член АППК, независимый эксперт АППК, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования Московского педагогического государственного университета, представлена к награждению Званием «Заслуженный работник Высшей школы»

    



Образование: 

В 1978 году окончила Горьковский государственный педагогический институт по специальности история и английский язык с присвоением квалификации: учителя истории, обществоведения и английского языка.

В 1990 году прошла переподготовку по специальности практическая психология (система народного образования) с присвоением квалификации практикующий психолог (системы народного образования). 

В 1995 году защитила кандидатскую диссертации на тему «Формирование познавательной активности младших школьников через понимание текста» по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология. 

В 1998 году присвоено ученое звание доцента. 

В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему «Психология самопознания детей младшего школьного возраста» по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология. 

В 2005 году было присвоено ученое звание профессора.

Профессиональная деятельность в ВУЗе: общий стаж работы в вузе – 25 лет

1991 год – доцент кафедры психологии Нижегородского института повышения квалификации работников образования.

1994 год – заведующий кафедрой начального обучения и воспитания Нижегородского института развития образования.

1995 год – доцент кафедры гуманитарных наук ВГАВТ (Волжская государственная академия водного транспорта).

1996 год – доцент кафедры валеологии и социальной педагогики Нижегородского государственного строительно-архитектурного университета.

2000 год – заведующий кафедрой психологии  Нижегородского государственного строительно-архитектурного университета.

 2002 год – профессор кафедры педагогической и социальной психологии Московского государственного открытого педагогического университета МГГУ им. М.А.Шолохова.

2015 год – в связи с объединением МГГУ им. М.А.Шолохова и МПГУ переведена на должность профессора кафедры психологии труда и психологического консультирования МПГУ.

Стаж работы в МПГУ (МГГУ им. М.А.Шолохова) – 14 лет.

Научная деятельность: 

Докторская диссертация Сорокоумовой Е.А. на тему: «Психология самопознания детей младшего школьного возраста» (2002 год) открывает новое направление в современной педагогической психологии и психологии развития – психология самопознания в обучении. Автором создана практико-ориентированная концепция развития самопознания младшего школьника и дано её теоретико-методологическое обоснование, рассмотрена взаимосвязь когнитивного и личностно-смыслового аспектов понимания как основы развития самопознания ребенка в младшем школьном возрасте. 

Сегодня эти теоретические положения получают воплощение в психолого-педагогической как вузовской, так и школьной практике, в системе подготовки и переподготовки учителей по всей стране.

Сорокоумовой Е.А. создана научная школа «Психология самопознания в образовании»

Под руководством Е.А. Сорокоумовой защищены шестнадцать кандидатских диссертаций по следующим направлениям исследований: 

- формирование когнитивной составляющей самопознания в обучении (В.И. Кучерявенко, Т.Е. Куркова, А.А. Иванов, Е.Д. Хлестова); 

- личностные аспекты самопознания в обучении (И.В. Усольцева, Н.Ю. Молостова, Е.С. Николаева, Ф.М.Осипов); 

- психология самопознания как теоретико-методологическая основа подготовки педагогов и специалистов ВУЗа (Т.П. Бобро, А.В. Лобанова);

- психолого-педагогические условия  самопознания (С.В.Невенчанный, А.Л.Цынцарь, К.А.Талакова);

- социально-психологические  аспекты самопознания (С.М.Науменко, Т.И.Брессо, О.Е.Лисова).

Ученики научной школы Сорокоумовой Е.А. «Психология самопознания в образовании» успешно работают в ВУЗах Российской Федерации (МПГУ, РГСУ, ИИДСВ РАО, 2-й мед, НГПУ (Мининский университет), ТГПУ и др.) и ближайшего зарубежья (Бендерский политехнический филиал Приднестровский государственного университета им. Т.Г.Шевченко (Молдова); Приднестровский  государственный  университет им. Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь, Молдова); Таджикский государственный педагогический университет им. А. Айни, г. Душанбе, Республика Таджикистан), где развивают научное направление своего учителя.

В настоящее время под руководством Сорокоумовой Е.А. проводятся кандидатские исследования 8 аспирантами МПГУ по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология.

Участие в научных и экспертных советах

В настоящее время Сорокоумова Е.А. является членом Ученых Советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, оппонирует кандидатские и докторские исследования, проводит их рецензирование.

- В 2014- 2015 годах  являлась экспертом работ, выдвигаемых на соискание премии Правительства Российской Федерации в области образования при отделе по премиям Правительства Российской Федерации и наградам Минобрнауки России.

- с 2014 года - независимый эксперт качества образ повышения квалификации психологов в «Ассоциации практических психологов и коучей».

Участие в проектах:

- участие в разработке Региональной программы гражданского образования, проводимой Нижегородским гуманитарным центром, под руководством проф. Джозефа Джулиан (США), в 1995г.: раздел - Гражданское образование в начальной школе Нижнего Новгорода и Нижегородской области в соавторстве с Дониным А.Н., Петривней И.В., Петровой Н.И.

 - участие в разработке проекта программы «Основы безопасности жизни в окружающей среде», разработанной Советом по экологическому образованию РАО, под руководством   доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования. Захлебным А.Н. (2001-2002г.г.).

- участие в совместном проекте ЮНЕСКО и Российской Федерации «Содействие в восстановлении и развитии системы образовании Чеченской Республики». Подготовлено и опубликовано учебно-методическое пособие «Понимание окружающего мира, других людей и себя самого» (РУДН, 2008г.).

- координатор всероссийского проекта программы «Живое Русское Слово». Цель проекта - формирование национального самосознания (идентичности) детей и молодежи страны. Независимый эксперт социально психологического центра гармоничного  развития личности «ДОМ» и АППК (2013 по н.в).

- участие в грантах по субсидии Правительства Москвы: 2012 г.- «Мониторинг целенаправленности профессиональной карьеры стипендиатов Правительства Москвы»; 2015 г. - «Технология построения управленческой команды и комфортной среды управления (для руководителей образовательных учреждений)».

- участие в работе Президиума Совета УМО и проблемном семинаре «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации» 3-4 июля 2014 года.

- член редакционной коллегии журнала «Инициативы 21 века» (2014-16).

Монографии: 

1. Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности через понимание текста. – Н. Новгород, 1998. 

2. Психология понимания в самопознании. –  Н. Новгород, 1999. 

3. Влияние понимания на становление самопознания (глава в коллективной монографии) //Становление личности в условиях развивающей среды. –  Пятигорск, ПГЛУ// под ред. Швалевой Н.М.,  2006, с.69-91. 

4. Психология самопознания в обучении. – М.: МГОУ, 2010.

5. Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения.// Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения. МГГУ им. М.А.Шолохова. –  М.: 2012. С.12-56  // под редакцией Е.А. Сорокоумовой и др. (коллективная монография).

6. Сорокоумова Е.А., Лобанова А.В. Психолого-педагогическая проблема профилактики и предупреждения употребления психоактивных веществ в подростковой среде.// Природа человеческой зависимости: клинико-психологический взгляд. –  Курск, 2012. С.159 - 206 (глава в коллективной монографии)

7. Сорокоумова Е.А., Невенчанный С.В. Агрессивное поведение военнослужащих по призыву: психолого-педагогический аспект  (монография). –  М.:  МГГУ им. М.А.Шолохова, 2013. 175с. 

8. Сорокоумова Е.А., Осипов Ф.М. Психологические аспекты развития смысложизненных ориентаций у будущих психологов в высшей школе (монография) –  Н. Новгород, НИУ РАНХ, 2013. 150с.  

Научные публикации:

Научные публикации: автор более ста пятидесяти научных, учебно-методических, литературно-исторических работ, в том числе: 8 монографий, 25 учебно-методических пособий для студентов, практических психологов, учителей. Ряд статей опубликован в ведущих рецензируемых изданиях ВАК: «Человеческий капитал», «Мир психологии», «Психология этнокультурного образования», «Инициативы 21 века», «Известия Самарского научного центра Российской академии наук», «Мир психологии», «Наука и школа», «Воспитание школьников», «Педагогический альманах. Научно-практический журнал ПНЦ ЮО РАО», «Вестник МГГУ им. М.А Шолохова. Серия педагогика и психология», «Вестник МГОУ», «Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина» и т.д.

Издания в системе Scopus:

1. ACCEPTANCE OF DISABILITY: DETERMINANTS OF OVERCOMING SOCIAL FRUSTRATION//Global journal of health science. 2015. Т. 7. № 3. С. 317-323. (Morozova E.V., Shmeleva S.V., Nikishina V.B., Abdalina L.V.)

2. DEVELOPMENT OF ETHNIC SOCIAL IDENTITY AMONG THE MEMBERS OF ETHNIC COMMUNITY ORGANIZATIONS AS THE FACTOR OF PREVENTING THE SPREAD OF NATIONALIST SENTIMENTS IN A MULTICULTURAL SOCIETY//Biosciences Biotechnology Research Asia. 2015. Т. 12. № 3. С. 2361-2372. (Bonkalo T.I., Polyakova O.B., Bonkalo S.V., Kolesnik N.T.,0.

Предисловия:

1. Предисловие к 5-му изданию книги В.Я. Ляудис «Методика преподавания психологии». –  М., Питер, 2007. С. 5-9.

2. Предисловие к сборнику материалов междисциплинарной научно-практической конференции «Дидактика и информационно-коммуникативные технологии в профессиональном образовании: современные тенденции». – М, 2007. С.6-8.

3. Социальная психология мегаполиса: практикум по методам социально-психологического воздействия. –  М: «Спутник+», 2015. (в соавторстве Ермолаев В.В., Кишиков Р.В., Лобанова А.В., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В.).

Учебно-методические пособия для студентов:

1. Педагогическая психология. – СПб., Питер, 2009. 170 с.

2. Возрастная психология. – СПб., Питер, 2007, 2008, 2009. 208 с.

3. Психология обучения на различных возрастных этапах (Программа учебной дисциплины для подготовки бакалавров)// Педагогическая психология: сборник учебных программ Часть 1. – М., 2009. С.118-138.

4. Методика преподавания психологии//Учебно-методическое пособие образовательной программы 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Управление человеческими ресурсами». –  М., «Спутник +», 2013. с.10-13.

5. Социальная психология мегаполиса: практикум по методам социально-психологического воздействия. –  М: «Спутник+», 2015. (в соавторстве Ермолаев В.В., Кишиков Р.В., Лобанова А.В., Пучкова Е.Б., Суховершина Ю.В.).

для психологов и педагогов:

1. Уроки-путешествия в начальной школе. – М.: Аркти, 2007. 66 с.

2. Уроки самопознания в начальной школе. – М.: Аркти, 2007. 51 с.

3. Уроки общения в начальной школе. – М.: Аркти, 2007. 36 с.

4. Уроки экологии в начальной школе. – М.: Аркти, 2007. 44 с.

5. Понимание себя, окружающего мира и других людей. – М.:, МРУДН, 2008. 61 с.

5. «Хочу все знать». Учебно-методическое пособие по развитию мотивации самопознания младших школьников (в соавторстве с Николаевой Е.С.). – М.: Аркти, 2008. 84 с.

6. Понимание себя, окружающего мира и других людей (учебное пособие), – М.: из-во ин-та МРУДН, 2008. 61 с.

Литературно-исторические произведения:

1. Князь Андрей Звенигородский. //Свободная мысль, №11,2007. С.131 – 141.

3. Князь Звенигородский Андрей Владимирович: Генеалогия и биография. Стихи разных лет. –  М. Маска, 2008. 192 с.

4. Семья князей Звенигородских (статья). Уваровские чтения VII «Семья в традиционной культуре и современном мире». – Муром, 2011. С. 287 – 293.

5. Военные письма князя В.В. Звенигородского. //Свободная мысль № 7-8, 2011. с.153-166.

6. Семь писем А.Н.Карамзина или восстановленные штрихи отечественной социальной истории. //Человеческий капитал, №1 (337), РГСУ, 2012.  С.12-14.

7. Стихотворения Дмитрия Владимировича Звенигородского. – Тула: Арт-Принт, 2013.

8 Князь Владимир Звенигородский// Нижегородцы и Великая война 1914-1918: в горниле побед и поражений. С.341-351.

9. Жизненный путь георгиевского кавалера Дмитрия Васильевича Ильинского// Армия и общество, 2013. №4. С. 28-32.

10. Вдохновение. Сборник стихотворений. – Тула: Арт-Принт, 2016.

Научно-педагогическая деятельность: 

- Проведение учебных занятий с аспирантами, бакалаврами и магистрами; руководство их научной работой.

- Автор программ для обучения  магистров и научный руководитель двух образовательных магистерских программ: «Цифровое поколение: технологии воспитания и развития личности»; «Когнитивная психология: практикоориентированные технологии в образовании».

- Руководство методологическим семинаром кафедры по профильной тематике.

- Автор программ лекционных курсов для студентов психологических факультетов: «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Основы методологии психологии».

- Руководство научно-исследовательской практикой студентов в привлечённых к сотрудничеству образовательных учреждениях, консультирование в психологических центрах. 

Участие в конференциях

1. Международная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования». Тамбов, 31 августа 2013 год. 

2. I Международная научно-практическая конференция «Художественное образование в пространстве современной культуры».   Москва – Бойнице – 2013 год. Словения. 

3. IV Международная научно-практическая конференция «Организация обучения взрослых в вузе: психологический аспект» Москва. МГГУ им. М.А.Шолохова. 2013 год. 

4. Международная научно-практическая конференция «Развитие науки и образования в современном мире». Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов. 2014 год.

5. Международная научно-практическая конференция «Образование и наука: современное состояние и перспективы развития».  Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов, 2014.

6. Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития». Министерство образования и науки Российской Федерации. Тамбов, 2014. 

7. V Международная научно-практическая конференция «Технологии построения систем образования с заданными свойствами», 27-28 ноября 2014, МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.

8. 17-й Международно-практический форум «Великие реки». Н. Новгород, май 2015.

9. Международная научно-практическая конференция «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки». Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. 2015.

10. Всероссийская научно-практическая конференция для работников образования «Цифровое детство: социализация и безопасность». Москва, 6 апреля 2016.

Награды:

2006 год – Почётная грамота Министерства образования и науки.

2009 год – нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования».

2012 год – медаль К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук».

2014 год – сертификат «Лучший преподаватель МГГУ им. М.А.Шолохова».

2015 год  – Благодарственное письмо за высокий профессионализм, преданность и личный вклад в развитие университета МГГУ им. М.А.Шолохова.

Кафедра психологии труда и психологического консультирования МПГУ ходатайствуют о присвоении профессору Сорокоумовой Елены Александровны Государственной награды «Заслуженный работник высшей школы».

Заведующий кафедрой

психологии труда и 

психологического консультирования 

МПГУ                                                                                      Е.Б.Пучкова